Все, что вы хотели знать о рекламе, но боялись спросить

Реклама удивляет, раздражает, привлекает, но вне зависимости от того, какие чувства она вызывает у нас, реклама — часть нашей жизни. Наши дети напевают рекламные песенки, а в повседневную жизнь перешли фразочки из рекламных роликов: "А мужики-то не знают!", "Короче, Склифософский", "А ты не лопнешь, деточка?" и т.д. На самом деле реклама, как и любое другое массовое явление нашей жизни, существует по своим законам и правилам, в том числе вполне официально прописанным в законодательстве Российской Федерации.

За последний год уже трижды вступили и еще вступят в силу новые поправки к Закону "О рекламе": с 1 июля 2006 года, в январе и июле 2007 года. В связи с этим 16 марта в конференц-зале КУМИ Иркутска состоялся семинар, посвященный новым поправкам к Закону "О рекламе". Организаторами семинара выступили тренинговый центр "Стратегия успеха" (www.strategius.russite.ru). и НП "Иркутский областной союз риэлторов" (www.irkrealtor.ru).

Основные участники семинара — представители рекламных агентств и отделов, производители и распространители рекламы. Разъяснения по изменениям к закону давали руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Иркутской области Валентина Андреевна Заморина и зам. руководителя Александр Владимирович Кулиш. Слушателей в первую очередь интересовали изменения, касающиеся лицензируемых видов деятельности, и наиболее типичные нарушения Закона "О рекламе".

Что изменилось, зачем сделаны поправки, и как это повлияет на нас — читателей, телезрителей и всех потребителей рекламы?

Произошли изменения, касающиеся использования детей в рекламе и воздействия рекламы на детей и подростков. Теперь можно использовать образы детей в рекламе, но нельзя дискредитировать взрослых или принуждать к покупке чего-либо. Запрещена реклама в школьных учебниках. Валентина Андреевна Заморина сказала о социальной ответственности за содержание рекламы, особенно с использованием детей. Ведь закон не может предусмотреть абсолютно все случаи. Например, реклама лапши быстрого приготовления с фразой "Может приготовить даже 5-летний ребенок": нарушений нет, но дети воспринимали эту рекламу буквально, был риск травматизма, т.к. приготовление лапши связано с кипятком.

В Иркутске проведена проверка знаков и указателей дорожного движения, в ходе которой выяснилось, что многочисленные желтые знаки "Осторожно: дети!" с подписями рекламного характера являются нарушением законодательства. Так же как и указатели, выполненные в виде дорожных знаков: "Центр", "Ж/д вокзал" для банков и других коммерческих организаций. Часть материалов передана в УВД Иркутска.

Как телезрители, вы наверняка уже заметили — реклама пива прочно переместилась на вечернее (после 22.00) время и не содержит больше изображений людей и животных, даже мультяшных. Теперь это запрещено законом. Производителям рекламных роликов, наверное, пришлось постараться, чтобы при таких жестких запретах придумать оригинальные сценарии. Теперь вместо белого медведя, веселого толстяка и шумных мужских компаний мы видим только кружки, бутылки, пену и слышим бульканье. Впрочем, именно реклама пива, ограниченная по времени, привела к абсурдной ситуации.

В одном из отелей на Байкале случился небольшой скандал, когда туристка в своем номере увидела рекламу пива раньше разрешенного времени. Дело в том, что благодаря мощной антенне отель показывал телевизионные программы Красноярска по красноярскому же времени (час разницы с Иркутском). Теперь отель вынужден глушить эту рекламу. Получается, планируя рекламу, нужно учитывать не только время, но и зону вещания.

Кроме того, запрещено рекламировать алкогольную продукцию через так называемые зонтичные бренды: к примеру, журнал "Мягков" с "начитанными девушками", минеральную воду "Флагман", торговый дом "Хеннесси" и т.д. Рекламировать алкоголь становится все сложнее.

По словам управляющей рекламным агентством "Альтернатива" Анастасии Перепелицы, один из немногих законных способов рекламы алкоголя — в местах его продаж. "В первую очередь это промо-акции в магазинах и торговых точках: мы проводим дегустации, раздачу пос-материалов, костюмированные акции. Плюс реклама на экранах внутри супермаркетов. Наше рекламное агентство является представителем сети "Магител", которые размещают экраны в супермаркетах Иркутска", — сообщила Анастасия. Подробнее об этом — на сайте www.alternativa.irksite.ru.

Интерес к семинару риэлторских компаний Иркутска вызван их желанием соблюдать закон и обеспечивать чистоту сделок с недвижимостью. Большой блок вопросов у риэлторов был связан с рекламой новостроек и ответственностью за проданную покупателям недвижимость. Инициатива по разъяснению данной темы принадлежит некоммерческому партнерству "Иркутский областной союз риэлторов".

Много вопросов было вызвано темой лицензирования различных видов деятельности. Давно отменено лицензирование риэлторского, туроператорского и турагентского видов деятельности.

С 1 июля 2007 года будет отменено лицензирование проектирования и строительства зданий и сооружений. "Кто теперь будет отвечать за Басманский рынок?", — спросила Валентина Заморина, сожалея, что у власти не будет возможности привлекать к ответственности виновных в создании безграмотных строительных проектов.

Как и прежде, в рекламе запрещено использовать непристойные, оскорбительные слова и выражения. В качестве примера представители ФАС назвали наружную рекламу известного магазина бытовой техники про пылесос и надпись "Пыль сосу за копейки!". Нарушение усмотрели в том, что слово "пыль" было написано желтыми буквами на желтом фоне, и издалека надпись читалась без слова "пыль". В Иркутске магазин рекламу снял, в других городах, говорят, она висела довольно долго.

В действительности в последние годы рекламный рынок в России развивался быстро и хаотично. Как сообщила директор по развитию тренингового центра "Стратегия успеха" Алена Мосягина, цель семинара — ознакомить рекламное сообщество с подробностями изменения закона из первых уст — при личной встрече с представителями ФАС Иркутской области.

"Наша задача — не только знать законодательство, но и постоянно обмениваться информацией, делиться опытом, — сказала Алена. — Антимонопольный комитет Иркутска продемонстрировал свое желание помогать в этом рекламщикам. Наша компания специализируется на проведении семинаров, тренингов в сфере рекламы и бизнес-консультирования, мы готовы организовывать мероприятия на любые актуальные темы.

Тот факт, что рекламы на телевидении стало меньше, в дневное время исчезла реклама пива, а банки и фондовые центры вынуждены указывать в рекламе всю правду об условиях кредитов, говорит о том, что наше общество развивается, потребительская грамотность людей растет, информация становится более открытой.

Хотя, наверное, немного жаль, что перерывов в телерекламе стало меньше, потому что кто-то успевал в эти перерывы помыть посуду, налить себе чашку чая, сделать телефонный звонок и много других дел. Подробнее о семинаре читайте на сайте www.strategius.russite.ru".

Как рекламщики находят дорогу к сердцу потребителя

1. Пользуются языком, привычным народу

Дейвид Огилви, легенда рекламы, как-то сказал, что не обращает особого внимания на правила грамматики, зато он вошел в историю как один из самых известных авторов рекламных текстов. Правила можно нарушать, если это помогает донести мысль возможно более кратко и веско. На радио рекламщику достаточно 60 секунд, на телевидении — всего 30; сообщение в газете или на придорожном щите также должно быть лаконичным и простым для восприятия.

2. Борются за эффективность

Залог эффективности рекламы — в удачном сочетании информационного и творческого компонентов. Людям приходится ежедневно поглощать гигантский объем рекламы, и каждой предстоит побороться за место под солнцем.

3. Угождают желаниям потребителей

Многим коммерсантам (и даже производителям) невдомек, почему народ предпочитает то, а не другое. Необязательно становиться великим поэтом, чтобы могучим стихом зазывать народ в свой магазин. Достаточно проявить чуть больше изобретательности, чем конкуренты, и люди это оценят.

4. Ищут творческую изюминку

Это эмоциональный заряд, находящий отклик в душе потребителя, что-то созвучное его мироощущению: слоган, фраза, рифма, изображение или персонаж, сопровождающие каждый показ рекламы.

5. Не забывают, что творчество — это труд

В процессе разработки рекламных кампаний агентства нередко прибегают к мозговым штурмам — встречам или совещаниям, в которых участвуют все лица, имеющие отношение к проекту. Самая удачная, по общему мнению, из высказанных мыслей берется за основу, истолковывается, обрастает деталями, начинает обретать форму и со временем превращается в превосходный интеллектуальный продукт.

6. Добиваются согласованности

Одно и то же сообщение следует повторять везде и всегда, чтобы оно ассоциировалось только с определенным продуктом и потребитель смог получше его запомнить.

7. Стараются быть проще

Сегодня, как никогда раньше, мир наводнен информацией. Человек связан с внешним окружением чуть ли не каждую минуту своей жизни. Чтобы реклама была замечена, излагать сведения стоит в возможно более простой и доступной для восприятия форме.

Elitarium.ru