Школьники из Олонок ищут место для своей коровы

Большую часть полученных по нацпроекту денег школа потратила на приобретение спортинвентаря

Цели и задачи национальных проектов впервые были сформулированы 5 сентября 2005 года на встрече президента России Владимира Путина с членами правительства, парламентариями и руководителями регионов. Суть проектов заключается в том, чтобы экономические успехи страны, достигнутые в последние годы, трансформировать из цифр и оперативных сводок в реальные дела, которые смог бы ощутить каждый. "Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше, — сказал тогда президент. — Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России". Приоритетными национальными проектами стали "Современное образование", "Качественное здравоохранение", "Доступное жилье" и "Развитие АПК". Их реализация началась 1 января 2006 года, продолжается она и сейчас. Как этот процесс проходит в Иркутской области — об этом проект нашей газеты "Национальные приоритеты".

Олонская средняя школа по праву считается одной из лучших в Боханском районе. Уже несколько лет она является победителем конкурса "Школа года", а ее ученики постоянно выигрывают районные и окружные олимпиады по школьным дисциплинам. В школе успешно реализуется программа трудового и патриотического воспитания школьников. Все это в целом дало возможность школе получить президентский грант в один миллион рублей в рамках нацпроекта "Современное образование". Как признают преподаватели, именно достижения в учебной и воспитательной работе с учащимися и педагогическое мастерство учителей сыграло большую роль в борьбе за звание лучшей школы.

По красоте и уюту не уступает городским школам

Мало где можно встретить школу, которая по уюту может сравниться с Олонской средней школой. На стенах практически нет свободного места — помимо стендов с грамотами и дипломами за прошлые годы здесь наглядно демонстрируются трудовые плоды учеников: вязаные изделия, резные поделки из дерева и др. В каждом кабинете обязательно присутствует зелень.

В прошлом году школа отметила свое 70-летие. Гости, приезжающие ознакомиться со школой, утверждают, что даже в городах редко можно встретить столь уютную и красивую школу. Здесь работают 18 кружков и несколько спортивных секций, поэтому ребята не страдают от безделья. Каждый находит занятие по вкусу.

Кружки имеют музыкальное и техническое направление: сольное пение, гитара, резьба по дереву, шитье, кройка, вязание и др. Из спортивных секций здесь есть волейбол, футбол, баскетбол, лыжи, хоккей и др. В этом году здесь будет организована парашютная и планерная секция, что является совсем необычным для любой школы.

По словам Галины Петровой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, сейчас в школе обучается 374 школьника.

— Раньше, пять лет назад, школьников было 580. С каждым годом становилось все меньше и меньше. Сейчас, в связи с увеличением рождаемости, мы ожидаем подъем, — рассказывает Галина Витальевна.

Детей приучают к труду и любви к своей малой родине

В школе разработана и действует собственная программа трудового и патриотического воспитания школьников. Особый акцент педагоги делают именно на патриотическом воспитании молодежи.

— Наша работа направлена на то, чтобы ребята знали об истории села, ее выходцах, ведь Олонки — это наша маленькая родина, — отмечает Галина Петрова. — Учащиеся занимаются в краеведческом кружке — надо корни свои изучать.

Особое место занимает декабристоведение, поскольку именно здесь некогда жил ссыльный Владимир Раевский. На территории учебного заведения находится могила декабриста. Школа поддерживает постоянную связь с иркутскими музеями, Домом Волконских и Трубецких, школьники принимают участие в различных научно-практических конференциях, семинарах, собирают материалы для других музеев России.

Школьников с младших классов постепенно приучают к труду. Каждую осень и весну ученики принимают активное участие в уборке территории, причем не только школы, но и села. Летом ребята работают на пришкольном участке: в теплицах выращивают помидоры, огурцы, на грядках — свеклу, морковь и т. д.

Наряду с этим школьники организовали свое маленькое лесничество "Тополек". Совместно с лесхозом они выращивают и обрабатывают саженцы, занимаются прополкой. Сейчас в отряде маленьких лесников больше 20 человек, у каждого есть форма и эмблема. По окончании школы эти ребята получают специальность — лесовод.

Параллельно с этой специальностью молодые люди по выбору могут получить профессию тракториста или водителя категорий В, С; девушки — секретаря-референта или швеи-мотористки. Однако, как показала практика, не только парни приобретают мужские профессии. В последнее время девочки тоже не прочь получить корочку водителя. В этом году три школьницы изъявили желание получить эту специальность.

Школа прикупила спортивный инвентарь

Полученные по нацпроекту деньги пришлись как нельзя кстати. Средства ушли на обновление оборудования, приобретение методических пособий и т. д.

— Это только кажется, что миллион рублей — это много. Но, когда мы начали отовариваться, оказалось — мало, — говорит заместитель директора. — Многое из оборудования устарело, мы попытались никого не обидеть, приобрести что-то для каждого кабинета. Старались распределить поровну, но, конечно, все равно где-то меньше, где-то больше...

Как отметила Галина Витальевна, средства в основном ушли на закупку спортинвентаря. Всего 25 наименований: тренажеры, маты, лыжи, клюшки и др. Кабинет химии после обновления теперь считается самым оснащенным и современным в районе. Немалая часть денег ушла и на обновление кабинета информатики: компьютеры, столы, крутящиеся стулья, принтеры и другие. В начальные классы школа прикупила разноуровневые парты.

Кроме оборудования и средств для основных предметов преподаватели не забыли и о дополнительных. Так, для занятий по кройке и шитья, резьбе по дереву были приобретены три швейные машинки, несколько деревообрабатывающих станков, дрели, наборы отверток и др. Все остались довольны новыми приобретениями.

По словам Галины Витальевны, школьники постоянно помогают местным предприятиям, те в свою очередь тоже не остаются в долгу. В этом учебном году школе подарили попугайчиков и настоящую корову. Учеников это очень порадовало, тем более что у них есть свой живой уголок с маленькими питомцами: морские свинки, черепахи, хомяки, и другие. Подаренное крупнорогатое животное живет пока на ферме — до тех пор, пока учителя и школьники не найдут для нее место.

Цитата

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев:

"Важнейшая задача проекта "Образование" — стимулировать наиболее способных учеников и учителей, ускорять внедрение инновационных методов обучения. 10 тыс. лучших учителей России, отобранных по конкурсу, стали обладателями президентских премий по 100 тыс. рублей. Коллективы 3 тыс. школ, активно работающих по инновационным образовательным программам, получили по 1 млн рублей. Присуждено 5350 премий победителям и призерам международных и российских олимпиад. А 17 лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд рублей.

Важно, что эти 17 вузов были выбраны из более чем 200 учебных заведений. Еще важнее то, что в 2007 году в конкурсе планирует участвовать уже порядка 400 высших учебных заведений. В процесс соревнования включается все большее число субъектов. В Южном и Сибирском федеральных округах в результате объединения нескольких вузов созданы два национальных университета. Цель этого — не сложить, а умножить потенциал учебных заведений. Создать фундаментальный вуз XXI века, который обеспечит регион современными специалистами.

Завоеванные в соревнованиях деньги помогут лидерам сделать еще несколько шагов вперед. В то же время они должны стать стимулом для других: уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший".