В Бильчире создают модель сельской школы

Педагоги борются за качество образования на селе

Цели и задачи национальных проектов впервые были сформулированы 5 сентября 2005 года на встрече президента России Владимира Путина с членами правительства, парламентариями и руководителями регионов. Суть проектов заключается в том, чтобы экономические успехи страны, достигнутые в последние годы, трансформировать из цифр и оперативных сводок в реальные дела, которые смог бы ощутить каждый. "Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше, — сказал тогда президент. — Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России". Приоритетными национальными проектами стали "Современное образование", "Качественное здравоохранение", "Доступное жилье" и "Развитие АПК". Их реализация началась 1 января 2006 года, продолжается она и сейчас. Как этот процесс проходит в Иркутской области — об этом проект нашей газеты "Национальные приоритеты".

В прошлом году в рамках нацпроекта "Современное образование" Бильчирская средняя школа Осинского района получила невиданную для сельского образовательного учреждения сумму — миллион рублей. Реализуемый в школе инновационный проект, способствующий повышению качества образования на селе, был признан лучшим из шести представленных в районе. Рамка с надписью "Лучшая школа района" теперь красуется перед входом в учебное заведение. Педагогам удалось в короткие сроки улучшить качество образования. В выигрыше и ученики. По окончании средней школы бывшие учащиеся Бильчирской школы выдерживают конкуренцию при поступлении в вузы Иркутской области и пользуются спросом на рынке труда.

В борьбе за качество образования

В начале 2000-х, в эпоху внедрения различных инновационных проектов в образовании, Бильчирская школа взялась за реализацию новой и актуальной по сей день программы "Управление качеством образования в сельской школе".

— В те годы я выезжал на курсы повышения квалификации, — рассказывает Лаврентий Манхиров, бессменный заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бильчирской школы, почти с 30-летним стажем. — Там зашел разговор об инновационных проектах, я посовещался с коллегами и привез в родное село самые разные задумки. Мы с педагогами посоветовались и взялись в итоге за реализацию именно этой программы, посчитали ее необходимой в современных условиях.

Программа стартовала в 2004 году. На подготовительном этапе учились сами педагоги.

— Вначале они и сами нуждались в обучении. Мы их готовили к внедрению новой программы, вместе делали разработки, — поясняет Лаврентий Манхиров.

Среди учеников школы был проведен опрос, целью которого стало выявление предметов, которые школьники хотят изучать более углубленно. Через год теоретические наработки легли на практическую основу. Подрастающие жители Бильчира проявили интерес к шести предметам, среди них русский язык и математика, а также биология, химия, информатика. Активное сеяние разумного, доброго, вечного именно по этим предметам начали педагоги школы.

— Программа предполагает более въедливое изучение предметов, педагоги ведут дополнительные часы по предметам, которые выбрали школьники. Таким образом мы создаем базу для наших ребят, — говорит Лаврентий Манхиров. — В старших классах они получают приличную довузовскую подготовку. Мы стараемся создать условия для профессионального роста наших учеников, они становятся конкурентоспособными в учебе, профессии.

Бильчирская школа стала своего рода экспериментальной площадкой. Тогда еще никто не думал о том, что данная инновация получит столь высокую оценку.

В августе 2007 года программа будет завершена.

— На будущий год педагогический состав подведет итоги проделанной работы. У нас есть мысли относительно новой программы. Возможно, свежие идеи снова будут высоко оценены отделом образования, — предполагает Лаврентий Манхиров.

Сертификат на миллион оформили в рамку

Миллион, перечисленный на счет школы в прошлом году, пришелся учебному заведению как нельзя кстати.

— Для покрытия всех нужд и этих денег оказалось мало, — замечает заместитель директора. — Мы полностью укомплектовали кабинет информатики, купили 12 компьютеров, а также оргтехнику.

Ребята на уроки информатики ходят с удовольствием. Специалисты установили учебные программы для старшеклассников и игровые для малышей. Теперь каждый школьник в компьютере найдет, что ему по душе.

Кроме того, Бильчирская школа приобрела цветной принтер, а также многофункциональное устройство, включающее в себя функции сканера, принтера и ксерокса. Такие чудеса встретишь не в каждой городской школе.

Помимо всего прочего, денег хватило на обновление спортинвентаря. Еще одна статья расходов — многофункциональные станки для уроков технологии.

Школьники сами изготавливают на них мебель. Большой овальный стол — плод труда бильчирских умельцев — как раз стоит в кабинете руководства школы.

Миллион растянулся и на покупку учебной литературы, новую школьную мебель и классные доски.

Сертификат, свидетельствующий о победе и вознаграждении, поместили в рамку и повесили на всеобщее обозрение, впрочем как и диплом, подписанный рукой министра образования.

Школа пяти деканов

Инновационный проект, конечно, сыграл свою роль в качественной подготовке школьников, однако и до его реализации Бильчирская школа, которой уже больше ста лет, блистала своими вдумчивыми учениками и сильным педагогическим составом.

В школе гордятся своими педагогами — в прошлом году президентский грант на сто тысяч рублей получила учитель географии Валентина Айсуева.

Бильчирская школа с завидной регулярностью становится победительницей районного конкурса, а учащиеся каждый год пополняют копилку наград своей школы победами на олимпиадах.

В школе не забывают отмечать достижения своих нынешних учеников. Фотографиям ребят, проявивших себя в какой-то сфере, выделен отдельный стенд. На нем и помещены портреты школьников, чьи ученические победы не прошли незамеченными.

Но кроме настоящего у школы есть богатейшая, более чем столетняя история. Проходя по коридору Бильчирской школы, трудно не заметить портреты выпускников школы. На них люди, прославившие родную школу и родной Бильчир.

Среди них мастера спорта, заслуженные тренеры России и заслуженные работники культуры, кандидаты и доктора наук, заслуженная артистка СССР Лариса Сахьянова.

Ребята гордятся своими знаменитыми односельчанами и в то же время пытаются дотянуться до их уровня.

Многим ученикам нового поколения это удалось. В Бильчире свою школу называют школой пяти деканов. Ее в свое время окончили пять человек, которые стали деканами вузов в различных регионах.

Среди них первый ректор Бурятского государственного университета Степан Калмыков и бывший ректор Иркутской сельскохозяйственной академии Александр Долгополов.

Фотографии всех пяти руководителей вузов красуются на отдельном плакате. А за ними знак вопроса.

— Ждем шестого... — с надеждой в голосе, переходящей в уверенность, говорит Лаврентий Манхиров.

Статистика

Основным итогом реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 году на территории Сибирского федерального округа (СФО) стало существенное улучшение материального положения и технического оснащения учебных заведений, сообщают в пресс-центре полномочного представителя президента РФ в СФО.

За прошедший год на 18% возрос средний заработок классных руководителей — это более 130 тыс. преподавателей городских и сельских школ, которые к концу 2006 года получали в среднем по 10 тыс. руб.

В число победителей всероссийского конкурса, проводимого в рамках национального проекта "Образование", вошли 478 сибирских школ, которые получили по 1 млн руб. В рамках софинансирования в субъектах Федерации СФО дополнительно поощрены 258 учреждений общего образования на сумму 142,2 млн руб.

В числе лучших учителей — 1584 педагога Сибири. Кроме того, 53 188 учителей получили материальные вознаграждения в ходе региональных конкурсов.