Работодатели проверяют сотрудников на детекторе лжи

Полиграф стал самым доступным средством против наркоманов, алкоголиков и преступников

Пока в коридорах власти уже несколько лет обсуждается возможность проверки работников на детекторе лжи, некоторые работодатели в Иркутске давно уже используют это устройство, чтобы быть уверенными в своих сотрудниках. Кроме того, уже давно детектор лжи (или, как его иначе называют, полиграф) негласно используют в милиции и ФСБ.

По словам полиграфолога "Байкальского делового союза" Оксаны Дроковой, все чаще к ней обращаются работодатели - одни подозревают своих сотрудников в краже, другие с помощью полиграфа при приеме на работу нового персонала хотят отсеять неблагонадежных.

- Вероятность выяснения истины на детекторе выше 85 процентов. Поэтому в Израиле, Польше и США на него ссылаются даже при вынесении некоторых приговоров, - говорит специалист по работе с полиграфом Оксана Дрокова. - В тех же США все высокопоставленные чиновники подвергаются обязательной проверке на честность. В России уже несколько лет закон о применении полиграфа не принимается.

- Кто сейчас является инициатором проверки?

- Чаще всего ими становятся начальники при наборе штата. Особенно тщательно подходят к выбору главных бухгалтеров и людей, связанных с материальной ответственностью. Иногда просят проверить подозреваемых в преступлениях.

- Какое последнее преступление вы раскрыли?

- Кражу крупной суммы денег из сейфа заказчика.

- Как вам удалось раскрыть эту кражу?

- Были составлены тесты на знание деталей совершенного преступления, в каждом тесте задавалось не менее шести вопросов, один из которых был значимым, т. е. являлся деталью преступления, остальные - нет. Например, в первом тесте спрашивалось, известно ли подозреваемому, где хранились деньги, и предлагались варианты ответов: в столе, на столе, в шкафу, в сейфе, в тумбочке. Всем подозреваемым задавались следующие группы вопросов: на какой полке лежали деньги, в каких купюрах они были, какая сумма пропала, каким образом лежали деньги, что в сейфе находилось еще кроме денег, на сколько оборотов закрывался сейф, как выглядел ключ от сейфа, в каком именно месте он хранился и т. д. Детектор лжи четко показал, что одному из опрашиваемых известно, что деньги лежали в сейфе на нижней полке, одна часть суммы в белом конверте, вторая перетянута красной резинкой, известна точная сумма и в каких купюрах были деньги, а также другие детали преступления, например - что деньги лежали на зеленой папке. Для человека, не обладающего информацией по данному преступлению, все вопросы были бы равноценно незначимыми, и появление выраженной реакции на тот или иной вопрос носило бы случайный характер. В данном случае реакции на значимые вопросы были во всех тестах и не могли быть случайностью. Информацию обо всех этих деталях подозреваемый мог бы получить, только если бы был причастен к краже. Заказчик ранее сталкивался с работой детектора лжи, поэтому не допустил утечки информации и все, что произошло, держал в секрете. На последних вопросах опрашиваемый уже не отрицал свою причастность к данному факту, так как понимал свое изобличение на полиграфе и взвешивал, какие улики будут отысканы в отношении его. Вскоре он дал признательные показания.

- Получается, у вас есть своего рода постоянные клиенты?

- Да. Чаще всего я начинаю работать с заказчиками с проведения каких-либо служебных разбирательств, например расследования краж. В дальнейшем работодатели, поняв работу полиграфа и оценив его эффективность, начинают использовать его в работе с персоналом для профилактики хищений, например при приеме на работу или проводя периодические проверки.

- Какую информацию можно получить, проводя такие проверки?

- При приеме на работу можно узнать, по какой причине человек уволился с предыдущего места работы, какие должностные нарушения он там совершал, из каких источников получал доходы, применял ли на работе схемы финансовых махинаций или совершал кражи, работал ли по откатным схемам, разглашал ли конфиденциальную информацию. Также можно получить информацию о вредных привычках (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, увлечение азартными играми), судимостях и т. д. Проводя периодическую проверку работающего персонала, можно узнать, существуют ли на предприятии схемы, по которым крадутся материальные ценности, передает ли кто-нибудь из сотрудников информацию конкурентам, насколько работники лояльны к своей фирме и др.

По словам Оксаны Дроковой, детектор лжи уже давно используют крупные предприятия. Те же, кто его не использует, потом об этом жалеют.

- Уже хорошо известен факт, что воруют в основном там, где отсутствует надлежащий контроль над движением финансовых потоков, продукцией и т. д. - говорит Оксана Дрокова. - В связи с этим мощным профилактическим средством являются повторные полиграфные проверки. Сроки их проведения и объекты обследования определяются руководством предприятия. Время повторных проверок обычно колеблется от месяца до 2 лет. Но в случае возникновения подозрения в недобросовестности сотрудников проверка может быть проведена в любое время.

C Оксаной Дроковой согласна директор по персоналу ООО "Евродизайн" Инна Сергеева. По ее мнению, использование полиграфа в профотборе значительно экономит время, силы и средства, повышает эффективность использования психологических тестов, т. к. психологическое тестирование кандидата на работу показывает лишь вероятность совершения им какого-либо проступка, а полиграфные проверки позволяют узнать, действительно ли имело место это деяние в его прошлом. Широко используют полиграф и в компании Вторчермет.

- Этот аппарат является внутренним сдерживающим средством для работников, которые, может, и хотели бы совершить какое-либо служебное нарушение, но перспектива быть разоблаченными их во многом останавливает, - считает менеджер по персоналу холдинга Вторчермет Антонина Данчинова.