Борис Лагода заказал для театра оружие

Новый режиссер ИМТ ставит "Дон Жуана в Севилье"

Не так давно Наталья Печерская покинула стены Иркутского музыкального театра, и с тех пор должности директора и художественного руководителя стал совмещать Владимир Шагин. Но театру невозможно существовать без штатного режиссера, и в январе на эту должность прибыл Борис Лагода, уже знакомый иркутянам по постановкам "Пенелопа" и "Мистер Икс". Сейчас режиссер репетирует "Дон Жуана в Севилье". Знаменитый обольститель оказался женщиной!

"В России осталось лишь два нормальных театра"

— Я приехал, надеюсь, насовсем. Перевез в Иркутск жену с маленьким ребенком и больше никуда не планирую переезжать. Но работа в приглашенных постановках за мной остается, это мое режиссерское право, — рассказал Борис Лагода журналистам. — Мои функции — это творческая трудовая дисциплина и подготовка артистов. Режиссер должен держать весь театр в строгости, в рамках нормальных правил; конечно, делать вовремя необходимые вводы, ставить спектакли, контролировать общий творческий уровень подготовки.

За плечами Лагоды серьезная творческая биография — Криворожский театр музкомедии, Новосибирский театр музыкальной комедии, Белорусский государственный музтеатр (в течение пяти лет), Театр оперетты Урала, Ивановский музыкальный театр. Плюс режиссерские постановки на территории от Белоруссии до Магадана. Диплом актера Борис Лагода получил, по его собственному признанию, "в одной из самых мощных конюшен Советского Союза — Белорусском государственном театрально-художественном институте". Затем была учеба в ГИТИСе.

Борис Лагода признался журналистам в причинах своего переезда из центральной части России в Сибирь:

— Я Сибирь люблю, здесь народ свободолюбивый, с широкой душой. И на сегодняшний день для меня лично на периферии осталось два нормальных театра — ростовский и иркутский. В Ростове исповедуют тягу к классическим опере и балету, гастроли в основном ориентированы на Запад, а оперетты идут три-четыре раза в месяц. А Иркутский музыкальный театр отдает должное всем жанрам — мюзиклам, опереттам, музкомедиям и рок-операм, это самый мощный на сегодня для меня театр. И я к вам надолго приехал, как надеюсь. В вашем регионе достаточно приличное финансирование культуры, а это очень важно, когда ты можешь получить достойные средства на постановку спектакля. Хотя были в моей жизни ситуации, когда я делал спектакли на пять тысяч долларов, а они смотрелись на 70 тысяч, как блестящее бродвейское шоу. Но невозможно постоянно сидеть и на голом месте создавать шоу, от этого устаешь, начинается деградация, и в моральном плане, и в плане профессии. Это не для меня. Поэтому Иваново был проходящим городом в моей судьбе.

Репертуар должен быть многоплановым

— Вы желаете что-то поменять в нашем театре?

— Мне кажется, надо пополнить труппу, балет, оркестр. У меня есть ряд своих предложений по репертуару, хочется сделать в театре ряд авторских работ, которые не ставились нигде, но написаны специально для театра. Например, "Ночь перед Рождеством" по Гоголю — вполне современный материал, музыка написана в украинской стилистике, тексты — смесь украинского и русского. Сейчас пишется рок-опера по Шекспиру "Сон в летнюю ночь", либретто уже есть, музыку пишет белорусский композитор. Можно поставить "Разбитое зеркало", эта рок-опера еще нигде не шла. Я мечтаю возродить советскую комедию "Цирк зажигает огни" Милютина, уже начал писать новое либретто. Репертуар должен быть многоплановым, многогранным, чтобы охватывать все категории зрителя.

— Вы планируете что-то ставить для детей?

— Детский репертуар — это сегодня одни и те же названия, которые кочуют из театра в театр ("Муха-цокотуха", "Золотой цыпленок", "Три Ивана"). А у меня в голове давно крутится идея единым сюжетом соединить самые запоминаемые детские мелодии, любимых героев. Я работаю сейчас над этим.

— Вы поставили множество спектаклей, а какой жанр предпочитаете?

— Я всегда любил мюзиклы, а снискал себе славу человека, который хорошо ставит классическую оперетту в современной трактовке. Это, конечно, не значит, что граф Данила должен ездить на велосипеде, я просто трактую произведения сегодняшним днем, делаю массу переработок различных классических оперетт, мюзиклов. Не то чтобы подгоняю под себя, просто устраняю натяжки 30—40-х годов, которые давно перестали быть смешными, подчищаю ляпы, привожу в порядок тексты, диалоги, где можно — затачиваю конфликты поострее, чтобы было интереснее.

Дон Жуан и Командор были в сговоре

— С какого спектакля вы начинаете свою работу?

— С первого дня приезда полным ходом идут репетиции "Дон Жуана в Севилье" Марка Самойлова. Это юбилейный год композитора, он обязательно приедет на премьеру. И в Иркутске этот материал пока не ставился, а время его пришло, так мне кажется. Это интересная, достойная работа, очень музыкальная. Премьера состоится 9, 10, 11 марта.

— Кто исполняет главные роли?

— Роль Дон Жуана исполняют Анна Рыбникова, Александра Гаращук, Юлия Панченко. Вячеслав Варлашов и Александр Айдаров играют Командора. Вообще, 97% артистов заняты в работе. Эскизы декораций и костюмов уже сданы, костюмы достаточно эпохальные, а вот декорации условны, псевдоготика, псевдомавританский стиль.

— Как же так — Дон Жуана играют актрисы, а не актеры?

— А в этом и фишка спектакля: Дон Жуан — это женщина, и она ни с кем никогда не спала. Молодая девушка волей судьбы вынуждена скрываться под личиной мужчины, и она пока не знает, что такое настоящая любовь. Тут происходит встреча с Командором, который немножко устал от своей озабоченной жены, он первый понял, что с Дон Жуаном что-то не так — чересчур уж он эпатажен. И Дон Жуан с Командором придумали всю эту историю с дуэлью, потому что развод невозможен. Таким образом счастливые влюбленные скрываются. Для актрис это работа сложная и интересная, приходится учиться фехтованию, отрабатывать позиции защиты и нападения. Пока репетируем с палками, заказали два десятка спортивных шпаг в Санкт-Петербурге.