"Железка" уедет с улицы Карла Маркса?

Новый комплекс зданий ВСЖД спроектирован с учетом возможности оборудования вертолетной площадки

В железнодорожной среде ходят слухи о том, что здание управления ВСЖД на Карла Маркса могут передать городу. Руководство дороги ситуацию не комментирует. Одни представители ВСЖД говорят, что здание находится в собственности ОАО РЖД и может передаваться только в пределах этой системы. Другие на вопрос о судьбе здания, построенного в 30-е годы в стиле сталинского ампира, отвечают просто: коммерческая тайна.

Первый в России ЦУП появился в Иркутске

В настоящее время в Иркутске, на пересечении улиц Маяковского и 2-й Железнодорожной, полным ходом идет строительство комплекса зданий общей площадью 28 тысяч квадратных метров. В шести строениях комплекса, самое высокое из которых будет насчитывать десять этажей, расположатся практически все службы Восточно-Сибирской железной дороги.

Как рассказал "СМ Номер один" Анатолий Дьяченко, начальник службы капитального строительства ВСЖД, решение о создании на сети железных дорог специальных центров управления перевозками было принято президентом ОАО РЖД Геннадием Фадеевым. В Иркутске строительство такого центра обойдется РЖД примерно в два миллиарда рублей.

— Центр управления перевозками появился в Иркутске первым в стране. Работа всех отделений ВСЖД — Тайшетского, Иркутского, Улан-Удэнского и Забайкальского — регулируется диспетчерами, которые находятся в Иркутске, в Доме связи, — рассказывает Анатолий Дьяченко. — Центр существует уже давно, и за эти годы произошли серьезные изменения — значительно увеличился грузопоток. Поэтому было необходимо расширить центр, решив при этом еще несколько задач: собрать воедино аппарат управления дороги, разбросанный по всему городу, и улучшить условия труда.

Сейчас службы ВСЖД можно встретить в разных уголках города — возле "Фортуны", на улицах 5-й Армии и Маяковского, в Иркутске II и, конечно, на Карла Маркса. Такая раздробленность далеко не положительно влияет на качество работы — сотрудникам постоянно приходится курсировать от одного здания к другому, тратя время и нервы. К тому же многие здания, занятые службами ВСЖД, находятся в аренде; в каждом из этих помещений должны быть свои вахтеры, электрики и сантехники, а это дополнительные расходы.

По словам Дьяченко, несмотря на строительство нового крупного комплекса, отдельные службы, не связанные с процессом перевозок, — юридические, финансовые и др. — могут остаться в здании на Карла Маркса. В обязательном порядке в новые помещения переедут все оперативные службы и начальник дороги.

— Основная задача строительства нового здания — обеспечение безопасности движения поездов, — отметил Анатолий Алексеевич.

Переселение железнодорожников начнется в этом году

Наталья Артищева, главный инженер Иркутскжелдорпроекта, рассказала, что в строительстве комплекса применяются самые современные технологии и материалы. Облегченная конструкция на основе металлического каркаса с одной стороны удешевляет проект, а с другой — отвечает всем требованиям безопасности. Проектировщики даже предусмотрели возможность обустройства вертолетной площадки на тот случай, если в Иркутске появится обычай перемещаться по воздуху.

— Пока вертолетную площадку строить не будут. Но пройдет какое-то время, и, возможно, она понадобится, — говорит Наталья Васильевна. — Для сотрудников дороги очень важно быстро оказаться в нужное время в нужном месте. Поэтому на будущее мы предусмотрели возможность передвижения при помощи вертолета и при проектировании учли возможную нагрузку на крышу здания.

Основой современного комплекса станет, конечно же, центр управления перевозками (ЦУП). Рядом с ним разместятся административно-бытовые помещения, конференц-зал со столовой. Будут и подземные гаражи, и парковка, и переход в здание Дома связи. А вот зимних садов, саун и других развлечений проект не предусматривает — для отдыха у сотрудников ВСЖД есть профилакторий.

Центр же строится для эффективной работы и поэтому будет оснащен по последнему слову техники, при этом особое внимание уделяется связи — она будет оптико-волоконной. Кроме того, в центре предусмотрена автономная система энергоснабжения. Если даже во всем городе отключат свет, в ЦУПе он будет.

Строительство комплекса началось в прошлом году, а в нынешнем первый блок из восьми этажей с переходом в здание Дома связи подрядчик — строительно-монтажный трест № 14 Росжелдорстроя — уже планирует сдать в эксплуатацию. В первую очередь в новое помещение переедут оперативные службы, связанные с обеспечением движения поездов. Полностью же комплекс будет сдан, скорее всего, к 2009 году.