Глобальной проверки художественный музей не боится

Более того — комиссию ждут с нетерпением

После печальных событий в Эрмитаже власти приняли решение проверить музеи страны — вдруг и там произошла утечка культурных ценностей? Из более чем 30 музеев Иркутской области под проверку попал лишь один — художественный музей им. Сукачева. Цель столь масштабной акции — не только проверить сохранность коллекций, но и в дальнейшем обеспечить музеям законодательную базу для более плодотворной работы.

У проверки несколько целей

У комплексной проверки по сохранности культурных музейных ценностей России несколько целей. В первую очередь — сформировать предложение по совершенствованию деятельности органов государственной власти для обеспечения сохранности музейного фонда России. То есть, по сути, речь идет о новой законодательной базе и о финансировании учреждений культуры.

Также комиссия будет проверять, как музей обеспечивает условия учета и хранения музейных коллекций. Для комиссии важно все — режим влажности и температуры, оборудование фондов, обеспечение пожарной безопасности и охраны, состояние материально-технической базы, уличной территории. Также запланированы кадровая и финансовая проверки (сколько было получено средств, как были израсходованы эти деньги).

Естественно, будут учтены фактическое наличие предметов и их сохранность. Кстати, на сегодня известно несколько параметров учета: общий (государственный номер в инвентарной книге), учет по материалу (металл, дерево и пр.), а также электронный учет, который является самым современным и совершенным. Электронный учет — это компьютерная база, куда занесены все данные о каждом музейном экспонате, есть и его цифровое изображение. Это самая эффективная и доступная база и для сохранения информации о предмете, и для получения ее в случае нужды.

В идеале свою электронную базу должны иметь все музеи страны и области. Увы, из 35 областных музеев лишь четыре могут позволить себе такую роскошь, все они расположены в областном центре (это художественный и краеведческий музеи, "Тальцы" и мемориальный комплекс декабристов).

— На электронном учете у нас сегодня стоит более 15 тысяч произведений искусства, всего в фондах 23 тысячи экспонатов, — говорит Елена Зубрий, директор музея. — Эта работа по созданию каталога идет постоянно. Мы закупили специальную компьютерную программу, приглашенные петербуржцы адаптировали ее к местным условиям, и вот уже несколько лет мы составляем электронную базу нашего музея.

Когда каждый музей страны обзаведется электронной базой, можно будет создать единый каталог всего государственного музейного фонда России. Но это будет еще очень и очень нескоро: ведь большинство музеев области не обеспечены компьютерами, специальной программой, цифровым оборудованием, кадрами для составления электронной базы. Но это никого не беспокоит. А между тем и в районных музеях есть очень ценные экспонаты. И без учета они могут просто уйти, потеряться, раствориться. Навсегда.

В музее создана рабочая группа

Глобальная музейная проверка назначена на 2008 год. В комиссию войдут должностные лица от МЧС, МВД, ФСБ, ФТС, Министерства культуры и Росохранкультуры, эксперты из крупных музеев России.

— Сейчас создана рабочая группа из пяти человек, специалисты изучают все эти моменты деятельности музея, — рассказала Елена Зубрий. — Также мы хотим провести тщательный анализ финансирования музея, потому что мы всегда получали лишь малую часть от запрашиваемого. Этот финансовый мониторинг жизненно необходим: ведь эта комиссия в силах повлиять на отношение к музеям чиновников, на финансирование, на государственную политику в области культуры. Наше наследие — самое беззащитное, все предметы — оригиналы, в единственном экземпляре, все невосполнимы.

Музеям области необходимо лучшее финансирование

Иркутский областной художественный музей им. Сукачева — самый крупный художественный музей на территории от Урала до Тихого океана. Ежегодно он, как и другие областные организации культуры, подает бюджет на следующий год. По словам Елены Зубрий, никогда еще эти запросы не были выполнены в полном объеме. Директор музея недоумевает по этому поводу: "Что это: выгода? Или недопонимание? Это самое настоящее искусственное сдерживание развития музеев".

У художественного музея на сегодня существует несколько нерешенных проблем: следует завершить окончательное проектирование, реконструкцию и реставрацию здания музея на улице Ленина, а также полностью реализовать этот проект. В результате музей получит дополнительные обширные площади для хранения коллекции, развития реставрационного дела, а также более комфортные условия для работы. Также в планах музея запуск в эксплуатацию дворовых пристроев здания на Карла Маркса, окончательная реставрация усадеб Сукачева и Гиндина. Также необходимы деньги для приобретения фондового и экспозиционного оборудования, средства для обеспечения пожарной безопасности, а также реставрация экспонатов в Эрмитаже и московских центрах (в Иркутске работают реставраторы только по керамике, маслу и темпере). Кроме того, не хватает средств на стажировку хранителей и реставраторов (а это необходимо, ведь ежегодно появляются новые технологии по реставрации старины).

— Поэтому мы с нетерпением ждем эту проверку, — не скрывает Елена Зубрий. — Мы в себе абсолютно уверены, но надеемся, что проверка как-то изменит ситуацию в плане финансирования, власть обратит внимание на наши проблемы и поймет, как важно нам сегодня сохранить музейные фонды России.