Смогут ли россияне усыновить всех сирот?

В недрах министерства готовится невероятная реформа детских домов

На прошлой неделе министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов высказал пожелание, чтобы через пять лет в России были ликвидированы интернаты для детей-сирот. При этом министр подчеркнул: "Чтобы осуществить эту смелую реформу, у властей есть все шансы". Но давно известно, что власть имущие живут в каком-то параллельном реальному мире. Ведь чтобы добиться полного отсутствия в России детей-сирот, недостаточно одной материальной поддержки. Где же наберется столько добрых, терпимых, сердечных людей, готовых принять в свою семью детдомовских ребятишек? Корреспондент "СМ Номер один" побывала в одном из детских домов Иркутска, чтобы разобраться, как здесь сегодня живется детям.

Детям созданы идеальные условия

Областной санаторный детский дом, расположенный на улице Багратиона в Юбилейном, по праву заслуживает звания лучшего детдома в области. Для детей здесь созданы немыслимые условия! Здание было спроектировано специально под детский дом, открытие его состоялось чуть больше года назад. На площади в 9 тысяч квадратных метров сейчас проживает 165 ребятишек от 2 до 18 лет.

Превосходные игровые комнаты; уютные столовые и спальни, по интерьеру напоминающие не помещения в казенных учреждений, а обычные комнаты в жилых квартирах (замечу, интерьеры выполнены с хорошим вкусом, на окнах висит модная вуаль, в столовых цвет скатертей совпадает с цветом занавесок на окнах); множество растений в горшках, на стенах поделки и украшения, созданные руками детей... Такую чистоту, уют и комфорт нечасто встретишь в квартирах обычных горожан, а тут детский дом!

Кроме бытовых для детей созданы хорошие условия для досуга и оздоровления. Судите сами: в распоряжении ребятишек бассейн, спортивный, физкультурный и тренажерный залы. В зависимости от состояния здоровья детям назначаются массаж, процедуры в водолечебнице, физиопроцедуры и сеансы в соляной камере, столь полезные для часто болеющих детей. В детском доме работают восемь врачей-специалистов. По словам докторов, здесь сейчас нет ни одного здорового ребенка (впрочем, богатырским здоровьем сегодня не отличаются и домашние дети), болезни разные, в основном опорно-двигательной системы, есть и болезни дыхательных путей, нервной системы, у пяти ребят оформлена инвалидность.

Чтобы заполнить свободное время детей, создана мощная система дополнительного образования, или, как говорят в народе, занятиях в кружках и секциях. Это теннис, футбол, волейбол, секция "Русские богатыри", шашки, шахматы, занятия в компьютерном классе, вокальная и хоровая студии, а также прикладное творчество - поделки из кожи, бисероплетение, вышивка, машинное вязание (сюда ходят не только девочки, но и мальчики, которые часто вяжут еще лучше девчонок).

В теплые месяцы года ребятня возится на своем огороде, где есть грядки, теплицы. "Этим летом мы уже ели свои огурцы-помидоры", - с гордостью говорят воспитатели.

Воспитатели и дети - друзья

Штат в этом детском доме укомплектован полностью, не хватает только уборщиц - нет желающих работать за столь мизерную зарплату. Персонал директор Людмила Максимлюк подбирала очень тщательно:

- Сразу же при отборе кадров было четко сказано, что если кто-нибудь словом, делом унизит, оскорбит, а тем более ударит ребенка - может сразу писать заявление об уходе. Перед открытием детдома мы очень долго говорили о том, что эти дети испытали все и нам нужно быть как можно более терпимыми и милосердными. Конечно, бывало такое, что наши воспитанники на ушах стояли. Дети есть дети, среди них попадаются и очень трудные. Но ни одного случая рукоприкладства у нас не было и быть не может. Ребенок может пожаловаться в случае какой-то несправедливости, все в таких случаях бегут в основном ко мне.

Дети не умеют притворяться, при посторонних в том числе, и любой гость детдома без труда замечает, какие теплые отношения связывают воспитанников и воспитателей. Ученики запросто обнимаются с директором, подпитываясь от этой женщины с трудной должностью и добрым сердцем энергией, надеждой.

Скоро в детдоме состоятся выборы президента

Это только для официальных лиц данное учреждение называется детским домом, а на самом деле это республика "Радуга", где есть свое знамя, работает своя Государственная дума и в скором времени будет избран свой президент. Выборы состоятся 11 февраля, в воскресенье. Все, как говорится, как у людей - выборы в выходной день, бюллетени, жесткая предвыборная борьба, подсчет голосов. По специально выработанному положению о президенте, главой республики может стать только достигший 14 лет гражданин, человек, обладающий качествами лидера, снискавший доверие со стороны коллектива.

- Претендентов у нас на сегодня пять человек, четверо взяли самоотвод. Избранный президент будет руководить детским советом, и мы, взрослые, тоже будем ему подчиняться, но в разумных пределах, конечно, - улыбается Юлия Сандакова, заместитель директора по воспитательной работе. - Президент избирается только на один год, и переизбираться он может лишь один раз. После выборов состоится инаугурация, где избранный президент принесет присягу.

Семнадцатилетняя Света Репухова, кандидат в президенты, утверждает, что, если проиграет выборы, ничуть не расстроится.

- Я тогда за что-нибудь другое буду отвечать, - говорит она. - А если меня выберут, мне бы хотелось привить ребятам большую активность, чтобы старшие заботились о маленьких, чтобы все были ответственнее. Ну и праздников побольше хочется.

Дети живут семьями

У другой старшеклассницы, Кристины Гусевой, тоже есть повод для гордости: в июне она общалась с губернатором Иркутской области. Александр Тишанин тогда навестил детский дом, а девочке подарил куклу. Сейчас она занимает почетное место на полке Кристины, а фотографию с губернатором воспитанница бережно хранит на долгую память.

- Я тогда была мэром, представляла наш детский дом, поэтому и встречала губернатора, - вспоминает девочка. - Он пожал мне руку, подарил куклу, мне было приятно с ним пообщаться, он много спрашивал про наш детский дом.

До Иркутска Кристина жила в приюте в Братском районе, она говорит, что здесь лучше и перспектив больше. Кристина мечтает поступить в Иркутское театральное училище и стать актрисой.

Юля живет в комнатке на пять человек, очень светлой, чистой, уютной. Девчонки не ругаются, не ссорятся, умеют идти на компромиссы. Вообще, из детских домов, помимо определенной жизненной закалки и внутренней силы, дети выносят очень ценные качества - умение жить в коллективе, находить общий язык с самыми разными людьми, приспосабливаться к обстоятельствам.

В этом детском доме семейного типа ребятишки живут семьями: в дошкольных семьях 16 детей, в более старших, где дети уже ходят в школу, - до 20. Таким образом, за счет существования такой большой семьи, идет и компенсация отсутствия семьи реальной, и прививание семейных навыков, как то: совместные ужины, свои особые праздники, общий досуг и пр.

К мамам хотят все

Воспитанники детских домов ничем не отличаются от своих сверстников - они также учатся в школе (детей на автобусе отвозят в школу № 4, которая находится совсем рядом), любят танцевать и мечтают о безоблачном будущем. Их отличает только одно - глаза... Это глаза детей, не знающих самоотверженности, глубины и силы родительской любви. Лица желанных, обожаемых детей всегда словно омыты любовью мам и пап, они уверенны и ясны. А лица детдомовских ребятишек все же тронуты печатью тоски.

Мама... Это слово дети вспоминают редко. Но к мамам хотят все.

- Конечно, есть дети, которые говорят: "Мы не хотим к родителям", - говорит директор. - Это те, которых били, над которыми жестоко измывались, в основном это более старшие дети, которые уже понимают, что такое предательство, обман, подлость. А остальные простят все, дай им только эту возможность простить. И мы к этому тоже призываем: "Когда ты вырастешь - поможешь своей маме не пить".

Самым сильным эмоциональным потрясением стало посещение самой младшей группы детей, 2-3-летних крошек. "Только бы не назвали мамой", - пульсирует в голове мысль, когда эти малыши радостно бегут навстречу, обнимают колени, гладят по лицу, что-то весело говорят. Потому что, если кто-то из них произнесет это главное слово детства, трудно будет сдержать слезы. Слезы жалости и сострадания к этим детям, лишенным родительского тепла, нежности и чуткости.

Ну нет, мамы у них - это воспитатели, директор. А мы просто гости, которым непременно надо показать свои игрушки, рассказать что-то очень важное на своем тарабарском языке. Чувствуется, что детям не хватает тактильных контактов, им хочется прикасаться, гладить, осязать, просто чувствовать живое тепло другого человека.

Чуть в сторонке от всех играет Антон - по игрушечному телефону он звонит маме во Францию. И это не игра - на мальчика готовятся документы, скоро он улетит в эту прекрасную европейскую страну, где его ждет мама-француженка.

За Антона можно не беспокоиться - его будущее обеспечено. А что же ждет остальных ребятишек? Что нам еще придумало государство?

В случае жестокости вину опекунов не докажешь

Не так давно Михаил Зурабов заявил, что в России в течение 5-6 лет могут быть ликвидированы интернаты для детей-сирот. Зурабов подчеркнул, что речь не идет о полной ликвидации интернатов. Эти учреждения будут постепенно перепрофилированы на социальную работу: будут готовить семьи для приема детей, заниматься сопровождением семей, которые взяли на воспитание ребенка. "Основная тенденция - ребенок должен найти свою семью", - подчеркнул Зурабов.

По информации министра, на сегодняшний день в России число детей-сирот составляет более 740 тысяч человек. Из них 550 тысяч детей находятся в семьях, а 190 тысяч - в интернатах, домах ребенка и детских домах.

Чтобы стимулировать граждан стать приемными родителями, федеральный бюджет в следующем году обеспечивает им зарплату не менее 6,5 тысячи рублей в месяц за одного ребенка. Кроме того, предусмотрено одноразовое пособие при устройстве ребенка в семью, его размер - 8 тысяч рублей. Эти деньги выдаются и при передаче приемным родителям, и под опеку, и на усыновление.

- Детям действительно лучше жить в семьях, чем в детских домах, - соглашается Людмила Владимировна, директор детского дома. - Но мне кажется, что наше общество, страна еще не готовы к такому шагу. Большинство людей живут небогато, а обеспеченные граждане очень редко берут приемных детей. Мы к ним иногда за помощью обращаемся, с просьбой, например, оплатить нашим детям путевки в детские лагеря, но безрезультатно. Нашего русского человека надо тщательно, очень строго проверять, прежде чем доверить ему ребенка. Ведь малыша может взять на воспитание и человек со скрытым психическим заболеванием, и сектант. Не исключены и случаи жестокого обращения, побои, оскорбления со стороны взрослых. У нас сейчас есть подобный опыт: женщина взяла на патронат ребенка, сама работает в детском доме. Она стала пить, но никто не замечал. Когда узнали, ее с работы уволили, а ребенка забрать не могут. И все по закону. Если подобные случаи происходят, очень сложно бывает доказать вину опекунов или приемных родителей и вызволить ребенка. Буквально этим летом у нас взяли детей на три месяца родственники, а через неделю соседи звонят: забирайте, мать пьет, бабушка неизвестно где. Мы поехали - один ребенок в больнице, другой непонятно где, кое-как нашли.

Бывают и более леденящие кровь случаи: бездетная семья, проживающая в Братском районе, усыновила двоих детей, двух и трех лет. Когда старшему исполнилось 11 лет, их выкинули из дома как паршивых котят. Мотивы самые простые: дети стали проблемными. Получается, что за девять лет эти люди не полюбили детей, не прикипели к ним душой, не стали считать их родными. Для ребят этот поступок взрослых обернулся страшным потрясением, серьезной душевной травмой.

Поскольку этот детский дом открыт не так давно, то и усыновлений здесь было немного. За минувший год усыновили только двоих ребят, да и то это были не наши соотечественники, а французы. И прежде чем усыновить детей, иностранцы четыре года к ним приезжали!

Хватит ли на сирот добрых людей?

Финансирование детских домов государством сегодня достаточное. На питание дошкольника положено 59 рублей в сутки, на более старших воспитанников - 84 рубля. Питание хорошее, пятиразовое, на соки, фрукты, йогурты хватает.

Патронажным семьям на питание полагаются те же суммы плюс 11 тысяч в год на одежду взрослого ребенка, сто рублей в месяц на канцелярские товары и средства гигиены, 1200 рублей в год, а зарплата патронажного родителя составляет 1800 рублей.

Уже сейчас, чтобы взять ребенка на патронат, требуется упрощенный пакет документов. А государство предлагает эту процедуру упростить еще в несколько раз! И потому сирот часто берут просто для того, чтобы заработать на них.

Безусловно, семья есть семья, никто не способен заменить ребенку маму и папу. Но как отличить зерна от плевел, бескорыстного, доброго человека от жадного и черствого? Какой документ отобразит внутренний мир человека, его душу, сердце, его помыслы? Ведь принять чужих детей как своих способны лишь единицы - люди, обладающие огромным сердцем и невероятной способностью любить. Много ли таких в современной России? Хватит ли их на всех сирот?