Где пройдут границы агломерации?

Иркутск, Ангарск и Шелехов предлагают разные варианты объединения

Как рассказал Леонид Корытный, заместитель директора Института географии, критерии прохождения границ агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов пока четко не определены. Максимально приблизить их к границам муниципальных образований вряд ли удастся. К тому же возникает множество вопросов по поводу: включать в агломерацию лесные массивы, водные артерии и сельхозугодья или нет. Поэтому институт намерен разработать несколько вариантов прохождения границ и представить их на следующем заседании рабочей группы, созданной специально для определения границ агломерации.

Войдет ли Старуха в мегаполис?

Представители муниципальных образований расходятся в мнениях по данному вопросу. Так, ангарчане полагают, что границы должны формироваться исключительно из соображений экономической целесообразности. Если, допустим, треть поселения представляет собой жилую зону, а все остальное — леса и поля, то в агломерацию следует включать именно ту часть поселения, где живут люди и имеется соответствующая инфраструктура.

По словам Олега Усова, начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования, часть того или иного района или поселения, в территориальный состав которого входят лесные и водные массивы, возможно, останется за пределами агломерации. Предполагается, что в Ангарском районе таким урезанным муниципальным образованием станет Савватеевское.

Между тем в мировой практике есть примеры как небольших по площади, но густонаселенных агломераций, так и территорий с малой плотностью населения, включающих в себя природные массивы. И в Шелеховском районе Иркутской области пока склоняются ко второму варианту.

Роман Шаргин, главный архитектор города Шелехова, считает, что в агломерацию должны входить рекреационные зоны, природные памятники, такие как знаменитые скальники Олхинского плато — Витязь, Старуха, Идол и другие. По мнению Романа Викторовича, зоны отдыха необходимы для функционирования агломерации. К тому же это позволит развивать туристическую отрасль.

Кроме того, представители Шелеховского МО предлагают включить в агломерацию прилегающие к городу населенные пункты — Олху, Баклаши, Введенщину, а также отдаленные — Подкаменную, Шаманку, Моты, Большой Луг. Последние значительно удалены от города, но в Большом Луге, к примеру, достаточно большая численность населения — почти пять тысяч человек, поселок связан маятниковой миграцией и с Шелеховом, и с Иркутском. А в Подкаменском МО расположено крупное гранитное месторождение, которое могло бы начать разрабатываться в рамках агломерации. С другой стороны, большие лесные массивы и сельхозугодья шелеховчане включать в границы агломерации не намерены. По их мнению, город должен быть городом.

Больше же всего спорных моментов пока связано с Иркутским районом. Например, возник вопрос: включать ли Урикское муниципальное образование в агломерацию, если оно такое большое, а сам Урик совсем невелик. Что делать с Хомутовским и Карлукским, Усть-Кудинским муниципальными образованиями, также пока неясно. А вот Ушаковское, Большереченское, Листвянское и Марковское, скорее всего, войдут в агломерацию, но частично. Смоленщина, Мамоны, Максимовщина, Дзержинск и Молодежный попадают в зону без вопросов.

Где ядро территории?

Любопытно, что специалисты спорят не только по поводу включения в агломерацию различных муниципальных образований. Вопрос, что будет являться ядром данной территории, также остается открытым.

Одни считают, что ядро агломерации — это, безусловно, Иркутск. Другие думают, что этим ядром должен стать аэропорт. Причем если аэропорта не будет, не будет и агломерации.

Площадкой под строительство нового аэропорта выбрана падь Ключевая. Как рассказал мэр Ангарского муниципального образования Андрей Козлов, в настоящее время эта территория проходит оценку специально созданной комиссии Минтранса России. Специалисты скрупулезно изучают все природно-экономические и технические показатели.

Ядро в Ангарске по нраву и шелеховчанам. По словам Романа Шаргина, главного архитектора Шелехова, именно вокруг аэропорта начнут развиваться деловые и логистические центры, оттуда же возьмут начало новые транспортные артерии.

Из неспорных же пока можно выделить, наверное, только один момент — объединяемые населенные пункты больше не боятся утратить самостоятельность, потому что агломерация не предусматривает изменения статуса муниципальных образований. Да и границы ее можно назвать лишь условными, так как это не административно-территориальная единица, а лишь экономическое образование — союз по расчету.

Тем не менее Ангарский и Шелеховский районы уже давно, без всяких привязок к агломерации, решили изменить статус. В марте в Шелеховском районе состоится референдум по созданию городского округа. Такое решение было продиктовано тем, что после муниципальной реформы деревни, в каждой из которых теперь должен быть даже свой главный архитектор, оказались не в состоянии себя содержать. И эту ситуацию может изменить только вхождение мелких муниципальных образований в состав городского округа.

Ангарский район уже частично проголосовал за городской округ. Осталось только Одинское МО, и референдум там пройдет, предположительно, в апреле. Однако в данном случае изменение статуса связано не только с бедностью деревень — ангарчанам изначально не нравилось, что их родной город назвали поселением.

P.S. Некоторые населенные пункты уже сейчас возлагают на создание агломерации определенные надежды. Чем живет старинное село Савватеевка Ангарского района, в непосредственной близости от которого планируется строительство нового международного аэропорта, — читайте на странице 8.

Цитата

Александр Тишанин, губернатор Иркутской области:

"Для обеспечения конкурентоспобности России в АТР нам необходимо создать на участке от Иркутска до Владивостока цепь транспортно и инфраструктурно связанных центров социально-экономического и демографического роста, использующих как традиционные сырьевые, энергетические и промышленные ресурсы данного региона, так и новые постиндустриальные ресурсы. Российская и международная практика показывает, что механизмом, обеспечивающим решение такой задачи, является агломерирование, то есть формирование мощных урбанизированных территорий, являющихся центрами притяжения капиталов, предпринимательских проектов и людей. Именно поэтому развитие иркутской агломерации является одним из ключевых элементов стратегии развития Иркутской области, сформированной с учетом общероссийских задач".