Какой автомобиль выгодней купить на аукционе?

Минимальная пошлина — 700 долларов — платится за машину с двигателем не более 0,6 см3

Про покупку машины на японском аукционе сегодня не слышал разве что совсем ленивый автолюбитель. Но, как выяснилось, у большинства сложилось представление, что это слишком дорогое удовольствие, недоступное простым смертным. На самом деле, если учесть все плюсы и минусы вторичного рынка автомобилей - как аукционного, так и представленного на иркутской автобарахолке, именно покупка авто в Японии посредством аукциона представляется оптимальной с точки зрения соотношения "цена - качество". Единственный, правда, и для многих весьма существенный минус - таможенные ограничения ввоза автомобилей с большим объемом двигателя. Ввезти-то можно - заплатить придется раза в два, а иногда и в три больше реальной цены.

Вы готовы платить 7 тысяч долларов только за кубы?

Попробуем разобраться в том, какие автомобили действительно выгодно покупать на аукционе, а какие будут иметь неоправданно высокую цену. Как известно, аукционный автомобиль, как и любой ввозимый в страну, облагается несколькими пошлинами: пошлина за автомобили старше 7 лет, пошлина за автомобили моложе 3 лет и пошлина за автомобили с объемом двигателя более 1000 см3.

Пресловутая пошлина за кубы сразу отметает невероятное количество моделей, имеющих объем двигателя 2000-2500-3000 кубических см и выше, так как в случае трехлитрового движка только одна пошлина за объем двигателя составит больше 7 тысяч долларов, а ведь сама машина тоже имеет цену, ее еще и привезти надо.

Тем не менее оставшийся модельный ряд не так уж и беден, вот здесь-то и стоит поискать несомненные выгоды аукционной торговли.

Если вам нужен небольшой городской автомобиль "свежего" года (не старше 4 или 5 лет) без видимых повреждений корпуса или с небольшими, кстати здорово удешевляющими машину при покупке ее на аукционе царапинами и вмятинками, хорошим или даже отличным состоянием салона, неразбитой плохими дорогами подвеской и большим моторесурсом, то вам нужно отправляться в фирму, специализирующуюся на аукционной торговле.

Сам процесс поиска и покупки автомобиля необычайно увлекателен. Во-первых, вы знакомитесь с невероятным количеством четырехколесных представителей японского автопрома, что уже само по себе интересно и занимательно. Каждый день на японских аукционах появляется большое количество новых лотов, которые можно рассмотреть в подробностях за 2-3 дня до момента торгов. Торги идут постоянно, в будни, причем в выходные уже скапливаются новые предложения, так что процесс подбора нужного автомобиля почти не прерывается.

Во-вторых, на некоторых сайтах с возможностями открытого доступа к аукционам есть калькулятор, с его помощью можно просчитать все траты, связанные с покупкой, таможенной очисткой и доставкой автомобиля непосредственно в Иркутск. Там же можно посмотреть статистику цен на японских аукционах.

В среднем достаточно свежий автомобиль (4-5-летка) с объемом двигателя не более 1,5 л на японском аукционе продается по цене 2,5-4,5 тысячи долларов. Но на выходе все равно получится 8-9 тысяч. И несмотря на все, что вы честно заплатите государству, - пошлины и налоги, покупка на аукционе будет выгодней, чем на иркутской барахолке. Рассмотрим почему.

Аукцион и автобарахолка: в чем разница

Набившие оскомину фразы про покупку аукционного автомобиля "с чистой историей" действительно подтверждаются, как бы это банально ни звучало. Вторичный рынок японских автомобилей, вылившийся в гигантскую сеть аукционов, расположенных по всей стране, есть серьезная индустрия, бесперебойный конвейер со строгими правилами. Дорогостоящий "шакен" - техосмотр, обязывающий японцев каждые три года тестировать машину, вынуждает их избавляться от автомобилей, которые по меркам самой технологичной нации уже считаются устаревшими как морально, так и физически. Благо японская автоиндустрия может себе позволить такую роскошь.

Отсюда и поток б/у автомобилей к брокерам аукционных компаний, которые, согласно установленным правилам, оценивают машину по 5-, а иногда по 6-балльной системе. К сожалению, никто не тестирует ходовую часть, и в этом и есть основной недостаток аукционной торговли. Но японцы все-таки неплохо делают свои автомобили, и российские автолюбители доверяют даже 10-15-летней продукции японского автопрома, не говоря уже об относительно свежих машинах.

Словом, лот на японском аукционе оценивается по нескольким параметрам - пробег, состояние кузова, состояние салона, комплектация. Начальная цена ни о чем не говорит, ставку дилер делает всего один раз, согласуя ее с клиентом. Слишком большая ставка все равно не разорит клиента, так как разумная система "аукционных шагов" делает невозможной несправедливую переплату. Сделав большую ставку, брокер приобретает автомобиль по гораздо меньшей цене - той, которая опережает предыдущую ставку всего на один "шаг" - порядка 30 долларов.

А что касается иркутской автобарахолки, то любой японский автомобиль попадает на нее все с того же аукциона, только перед тем, как его выбирает покупатель, и находится то самое "белое пятно на карте"... Где он ездил, кто его обслуживал в процессе российской прописки - останется неизвестным, несмотря на все заверения продавца.

Есть еще вариант - машина попала в Россию с так называемой пакистанской стоянки, коих много в портовых городах Японии. Как ни странно, туда тоже автомобиль попадает с японского аукциона, как правило битый, купленный на торгах за копейки, потом восстановленный и проданный для переправки в Россию.

А если источник поставки японских машин в Россию все же аукцион, есть ли смысл искать где-то еще, пытаясь получить весьма сомнительную выгоду?

Как пользоваться статистикой: простой пример

Понятно, что все новые машины из-за пошлин, ограничивающих ввоз слишком свежих, с точки зрения нашего правительства, автомобилей (моложе 3 лет), отпадают. Возьмем автомобиль выпуска 2002-2003 года. Тот же популярный "Витц" ("Тойота"), малолитражка, с объемом двигателя не более 1000 см3. Учитывая, что моторесурс такого двигателя не самый большой, поищем машину с маленьким пробегом среди проданных на японских аукционах в течение прошедшего месяца. На сайтах, предлагающих статистику продаж, как уже говорилось, есть подробный расклад цен и всех затрат при покупке и доставке непосредственно в Иркутск.

Вот автомобиль 2002 года, "Тойота-Витц" в кузове SCP10, переднеприводной, с оценкой 3,5, на аукционном листе видно, что на корпусе небольшие царапины, замененных деталей нет, повреждений нет, пробег всего 17 тысяч км, кстати - это по гладким японским дорогам, а не по нашим колдобинам. В стандартной комплектации - антиблокировочная система, кондиционер, подушки безопасности, ремень безопасности для детского сиденья, центральный замок и так далее. На аукционе USS Yokohama 23.01.2007 он был продан за 243 000 йен, или $2077.

Цена в Иркутске со всеми пошлинами и вознаграждением посредников - 7363,93 USD, что на наши деньги 197 021,15 руб. Разве можно найти на иркутской барахолке "беспробежную" машину 2002 года за такие деньги? Практически нереально.

Что влияет на цену аукционного автомобиля?

1. Год выпуска.

2. Объем двигателя (объем двигателя 0,6 см3 даст минимальную доплату в виде пошлины в 700 долларов, а объем 1,3 см3 добавит к цене уже 1700 долларов).

3. Цвет (белые машины дешевле, красные и черные - самые дорогие).

4. Коробка передач (с механическими КП дешевле).

5. Привод (4WD дороже).

6. Пробег.

Где взять деньги?

Иркутские компании, специализирующиеся на поставке автомобилей с японских аукционов уже не один год, предлагают клиентам две формы сотрудничества. Одни покупают машину за ваши деньги, когда вы определенными порциями оплачиваете саму покупку, таможенные сборы, а позже доставку. Другие покупают ее на свои средства (читай - банковские), но все проценты при этом остаются на вашей совести. То есть автомобиль в итоге становится просто дороже.

Также все компании предлагают банковские кредиты, причем специальная формулировка "автокредит" подразумевает, как правило, внесение первого взноса (от 10 до 20 процентов стоимости автомобиля), ежегодную обязательную страховку Автокаско (8-17 процентов от стоимости), а также то, что машина остается в залоге у банка - ПТС или "синьку" у вас заберут на все 3-5 лет выплаты кредита. В случае совершения сделки с машиной (продажи) придется досрочно выплатить весь кредит.

В среднем процент по автокредиту, предлагаемый иркутским заемщикам, - от 12 до 17% годовых. Но не стоит забывать, что ежегодно к сумме выплат прибавляется процент, выплачиваемый по страховке от полного пакета страховых рисков, включая угон. Если ваша машина стоит в среднем 300 тысяч рублей, а среди водителей, допущенных к управлению этого автомобиля, есть те, у которых стаж составляет меньше года, процент по Автокаско может вырасти до 17. Если стаж водителей конкретного автомобиля страховщиков устраивает как достаточный, то можно считать, что в случае оценки автомобиля в 280-300 тысяч рублей сумму около 30 тысяч в год (10%) придется отдать за страховку. К ежемесячной выплате добавляются еще страховые 2500 рублей.

Некоторым гражданам представляется более выгодным просто взять в банке деньги на так называемые потребительские нужды и на них купить автомобиль, так как в этом случае покупку не усугубляет обязательное Автокаско и машину всегда можно будет продать, если изменятся обстоятельства. Проценты по такому кредиту - от 15 до 17.