В Иркутском районе коров доят таджики

Крепкое хозяйство, выстоявшее в годы перестройки, постепенно приходит в упадок

Жители деревни Столбово, расположенной в 14 километрах от Иркутска по Александровскому тракту, всерьез озабочены своей судьбой. Печальные истории некоторых населенных пунктов Иркутского района, в одночасье оставшихся без своих хозяйств, а соответственно и без внятного будущего, что называется, на виду и на слуху. Последняя история — разорение передовой некогда фермы в хозяйстве "Металлист" возле села Оек, о котором мы рассказывали в конце прошлого года, — заставила столбовцев подумать о собственных перспективах. Тем более некоторые тревожные звоночки в Столбово уже имели место.

Улыбка мэра

Близость небольшого Столбово с населением чуть больше трехсот человек от села Урик предопределила зависимость столбовцев от своего "большого брата". В Столбово всегда находилось отделение хозяйства с главной конторой в Урике — независимо от того, как это хозяйство называлось.

А названий за последнее десятилетие сменилось множество: колхоз "Знамя Ленина", ОАО "Агрофирма имени Галзицкого", ООО "Луговое". По уже привычной для аграрного сектора Иркутского района схеме каждая смена названия влекла за собой изменения в составе собственников и отъем у бывших колхозников их законного имущественного пая. В результате последний хозяин предложил столбовцам продать их акции по сто рублей за штуку.

— Нас поставили перед фактом, — говорит Людмила Евсюкова, жительница Столбово, — или продавайте акции, или забирайте себе кусочек фермы.

Ферму жители Столбово разбирать по кусочкам не решились, а посему акции своего хозяйства им пришлось продать.

С землей бывших колхозников тоже произошли очень странные вещи. Те наделы, которые исторически были закреплены за столбовцами, отдали под дачи и коттеджи. Взамен им предложили Иванову гору — уродливое геологическое образование прямо напротив деревни через Александровский тракт. Там и дом не построить, и сена не накосить.

Жители деревни пытались искать правды у главы района Сергея Зубарева, но тот, по обыкновению, улыбнулся, обещал помочь, да так и не помог. Только дач вокруг Столбово еще больше стало.

Геологические изыскания

Ферма — единственное место работы в Столбово. Причем для многих она нечто большее, чем просто рабочее место. Это часть жизни селян. Жители деревни вспоминают, как с 1995-го по 2002 год они вообще работали без зарплаты, но хозяйство не развалили, хотя помощи от руководства не было никакой.

— За это время, — вспоминает Любовь Мотова, жительница деревни, — у нас несколько руководителей сменилось. Всех их нам представлял глава района Сергей Зубарев, говорил, что это отличные управленцы. И мы искренне верили Сергею Федоровичу, только вот жизнь лучше не становилась.

Уже потом селяне узнали, что "отличные управленцы" — в основном выходцы из геологической среды (а Сергей Зубарев, как известно, бывший геолог), о сельском хозяйстве имеющие весьма смутное представление. На одного "управленца" вообще вроде как завели уголовное дело за присвоение средств, но тот успел куда-то исчезнуть. Милиция искала беглеца, но, похоже, так и не нашла. Еще один, как выяснилось, до этого развалил крупное хозяйство в Осинском районе.

Понятно, что из всех этих аграрно-геологических изысканий некогда процветающий колхоз имени Ленина вышел как после нашествия Мамая.

Жизнь на "камчатке"

Несколько лет назад Столбово (равно как и Урик, и соседняя Московщина) стали частью ООО "Луговое" — структуры, интегрированной с Иркутским масложиркомбинатом. Селяне сразу почувствовали улучшение: в хозяйства пошла помощь, почти год исправно платили неплохую зарплату, на ферму завезли качественный племенной скот.

Однако затем в Столбово стали замечать, что у руководства "Лугового" наметился явный приоритет в пользу тех отделений хозяйства, которые находятся ближе к главной "луговой" усадьбе в Хомутово.

— У хомутовских кормов всегда выше крыши, — говорит Елена Альхова, в недавнем прошлом доярка, а сейчас безработная. — Наших коров кормят с машины. Что привезли, вывалили, то коровы и съели. И так до следующего привоза.

Столбово и так всегда было одним из отделений колхоза, а тут вообще стало "камчаткой". Из Столбово вывезли все новую технику. Сейчас, по словам жителей деревни, она, полуразобранная, лежит где-то на машинном дворе в Хомутово. А деревня в итоге стала полностью зависеть от администрации "Лугового": хотят дать трактор — дают, не хотят — не дают. Жители Столбово попытались выразить недовольство такой политикой, но только получили лишние проблемы.

— Директор "Лугового" Николай Горячев, — рассказывают в Столбово, — вообще не принимает никакой критики. Может оскорбить, наорать ни за что. Зарплату такую определил, что просто смешно. Никто за нее работать не хочет.

Коровы недоумевают

В итоге из хозяйства стали увольняться специалисты. На ферме в Столбово работает только одна местная доярка. Остальные работники — таджики.

Многие из них коров-то впервые увидели только в Иркутской области. О каких-то навыках работы с крупным рогатым скотом говорить вообще не приходится. Тем не менее таджики упорно постигают азы сельского хозяйства. Понятно, что после их дойки коровы пребывают в легком недоумении.

Живут таджики здесь же, в комнатке на ферме. К слову сказать, таджики оккупировали и здание сельсовета в Урике. На втором этаже здания — общежитие, на первом — администрация муниципального образования. Причем, по словам селян, за этот самый этаж администрация платит арендную плату в ООО "Луговое" — еще один нонсенс из жизни Иркутского района, родившийся после многочисленных сомнительных приватизаций и смены собственников.

Знает ли Тамара Ивановна?

Большинство населения Столбово, в темные годы перестройки сохранившее ферму от разорения, сейчас было вынуждено искать работу на стороне. Многие трудятся в соседних хозяйствах.

— Наши парни в "Искре" постоянно занимают первые места, — говорит Елена Альхова, — но у нас им работы не нашлось. Тракторов-то нет, ни одного не осталось.

Кто-то устроился на рыбную базу, расположенную в нескольких километрах от Иркутска, кто-то нашел временную работу в областном центре и каждый день на попутках ездит в город. Сельская жизнь в Столбово затухает.

Жители Столбово уверены, что глава Иркутского масложиркомбината Тамара Баймашева не знает истинного положения вещей. Когда она приезжает, рассказывают в Столбово, всех местных, которые могли бы открыть ей глаза на ситуацию, из фермы уводят. Остаются лишь безмолвные таджики.

— Мы считаем, что, если бы Тамара Ивановна узнала, что тут происходит, она приняла бы меры, — говорит Любовь Мотова. — Зачем она такие деньги в наше хозяйство вкладывала — чтобы все развалилось?

Впрочем, развал и разорение стали обычными симптомами для сельского хозяйства Иркутского района. Поэтому в Столбово не без оснований опасаются, что их деревня повторит судьбу того же "Металлиста" или Оека — хозяйств, за несколько лет превратившихся из передовых в бесперспективные.