Тарифные планы — игра в одни ворота

Повременная оплата за телефон будет введена повсеместно

1 февраля ОАО Сибирьтелеком ввел новую систему оплаты телефонных соединений, и счета за телефон, которые придут в марте, для некоторых абонентов могут стать малоприятной неожиданностью — все, кто не определится с тарифным планом, автоматически станут обладателями тарифа "Безлимитный" и за пользование стационарным аппаратом связи будут вынуждены ежемесячно выкладывать 325 рублей.

При этом для значительного числа абонентов сделать такой выбор совсем непросто. Вера Павловна, 85-летняя пенсионерка, дважды ходила в отделение Сибирьтелекома. Первый раз простояв в очереди около часа (прорываться вперед, тряся инвалидской корочкой, пенсионерка постеснялась), пожилая женщина узнала, что нужен паспорт. Второй раз, отстояв такую же очередь, Вера Павловна все же подала заявление.

Другой иркутянке, Ольге, повезло меньше. Она также отстояла огромную очередь, и паспорт был при ней, но тут выяснилось, что с заявлением должен обращаться только тот, на кого телефон зарегистрирован. Паспортные сведения о прописке значения не имеют. Поэтому девушке пришлось доставлять в отделение компании своего престарелого отца.

Изначально абоненты компании, проживающие в Иркутске и Ангарске, должны были выбрать один из четырех предложенных тарифных планов до 20 января. Однако к этой дате заявления написали лишь чуть больше половины всех абонентов, и срок их подачи продлили до 15 февраля.

В течение 2007 года на новые тарифные планы перейдут все крупные города Приангарья, а в 2008-м этой системой планируется охватить всю область, включая Усть-Ордынский округ.

Кроме того, многие альтернативные компании связи также намерены перейти на подобную систему. С 1 апреля тарифные планы вводят Иртел, ОАО СибТелеКом и, возможно, ООО "Таксофон". Компании помельче намерены сначала изучить опыт первооткрывателей, а уж затем ввести тарификацию.

А вот региональный центр связи ВСЖД пока от нововведений воздерживается, и лишь увеличивает абонентскую плату на 20 рублей — со 190 до 210. ООО "Таксофон" с января увеличил абонентскую плату с 260 до 305 рублей.

По словам Валерия Протопопова, заместителя руководителя управления Россвязьнадзора по Иркутской области, несущественные операторы связи вправе самостоятельно устанавливать тарифы. А вот деятельность существенных операторов, таких как ОАО Сибирьтелеком, регулируется государством, и тарифы для них устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

В этой связи у антимонопольного комитета возникали вопросы к ЗАО АТС-32, дочерней компании ОАО Сибирьтелеком. АТС-32 с 1 февраля ввела тарификацию, причем по тарифу "Безлимитный" абоненты должны платить 411 рублей, в то время как в Сибирьтелекоме этот тариф оценивается в 325 рублей. Однако выяснилось, что если взять другие тарифы двух компаний и сравнить, то примерно то на то и выйдет.

То же самое можно сказать и вообще о системе тарификации, введенной Сибирьтелекомом. К примеру, самым дешевым, казалось бы, должен быть тариф "Социальный" — лимит 150 минут, оплата 150 рублей в месяц. Тем не менее плата за минуту свыше лимита здесь самая высокая — 44 копейки. Для сравнения: при выборе тарифа "Комбинированный" оплата свыше лимита в 386 минут равна 18 копеек.

Если взять абонента, который в месяц выговаривает 500 минут, то получится, что при выборе тарифа "Повременный" он будет платить 235 рублей, при "Безлимитном" — 325, "Комбинированном" — 230, а при выборе тарифа "Социальный" — 304 рубля. Пока среди предпочтений абонентов лидирует тариф "Комбинированный".

Немало вопросов в связи с введением тарификации возникает и у пользователей Интернета. Как оказалось, интернет-соединения не будут тарифицироваться, если провайдером является все тот же ОАО Сибирьтелеком или если у провайдера заключен договор с Сибирьтелекомом.