Тренинги — это шаг к карьере

Это обучение можно условно поделить на профессиональное и психологическое

Сегодня все чему-нибудь учатся, образование снова в моде. При этом массы профессионалов из разных сфер не только обучаются новому, но и повышают квалификацию, стараясь сделать вложения в себя любимого наиболее эффективно. Потратил деньги на курсы — нашел новую работу. Нашел новую работу, но не хватило образования — пошел на курсы. Вложение в повышение собственной квалификации приносит удовлетворение не только моральное, но и материальное. Отсюда широкий рынок тренинговых услуг, потребителями которых могут стать как бизнесмены, так и домохозяйки. Что же сегодня предлагают тренинговые компании Иркутска?

Чему именно учат?

Все существующее на рынке обучение можно условно поделить на профессиональное и психологическое.

Профессиональное — это курсы, посвященные, например, бухгалтерским навыкам, компьютерам и т. п. В основном они рассчитаны на узких специалистов, часто затрагивают аспекты делопроизводства или юридические аспекты бизнеса — ГОСТ, КЗОТ и т. п.

Психологические — тренинги, направленные на развитие личных навыков. Это так называемые тренинги личностного роста, тренинги успешности, коммуникативности, популярный в России тренинг "Деньги" и т. д.

На стыке профессионального и психологического обучения стоят предложения компаний, обучающих логистике, продажам, мотивации персонала. Некоторые компании начали создание программ, ориентированных на обучение профессии тренера.

Впрочем, большинство тренинговых компаний не делают четкого разделения на профессиональные и психологические тренинги, но в основу своей деятельности все же положили тренинги, направленные на обучение взаимодействию в бизнесе: продавать, представлять, выбирать, управлять.

Темы тренингов можно условно разделить по направленности на контингент обучаемых. Как правило, руководства компаний заказывают тренинги для двух типов сотрудников.

Первая группа — так называемая first line: секретари, продавцы, менеджеры на телефоне. Предполагается, что их можно научить элементарным навыкам, чтобы в короткий срок получить более квалифицированного специалиста. Это, как правило, курсы продаж, делового общения, презентаций.

Другая группа — прямо противоположная по иерархической лестнице — сами руководители.

Разумеется, эти группы тренингов различаются не только ценами и классом тренеров, но и тематикой.

Руководителей отделов, департаментов и организаций в большей степени интересуют тренинги социального влияния, управления, принятия решений и, конечно, VIP-тренинги, особенно VIP-имидж, управление персоналом, финансами и другими ресурсами.

Отдельная группа — тренинги для менеджеров по персоналу. Поскольку с каждым годом в функции кадровика включается все больше пунктов, персональщики вынуждены постоянно повышать и свою квалификацию.

Во многих тренинговых компаниях проводятся тренинги по темам, необходимым HR-менеджеру: мотивация, оценка, отбор персонала. В отдельных компаниях создана система повышения квалификации для HR.

Наиболее востребованные — тренинги по продажам

Если составить таблицу существующих на рынке тем тренингов, то первенство будет у тренингов продаж. Как ни странно, несмотря на ее распространенность, она во всех компаниях является наиболее продаваемой.

Даже при поверхностном анализе рынка становится понятно, что простейшие знания-умения-навыки успели приобрести сотрудники всех компаний, которые занимаются повышением квалификации персонала. Поэтому обычно встает вопрос не о приобретении знаний и умений, а о совершенствовании умений и навыков. В результате упор делается на эффективность, на превращение бизнеса в искусство. Например, тренинги "Искусство продаж", "Магия продаж", "Энергия продаж" и т. д.

Особое внимание теперь уделяется умению работать со специфическими типами: покупателем очень дорогих вещей, корпоративным покупателем ("Техника ведения корпоративного клиента"), с трудным клиентом. Умение вести клиента — это новый уровень тренингов продаж, который стоит выделить в отдельную группу "Продажи и управление контактом".

Популярные темы

По-прежнему популярна тема "Презентации". Компании учат и самопрезентации, и презентации товара или продукта, и работе на выставках. Темы варьируются от узкой — "Самопрезентация, имидж, навыки презентации" до "Эффективная выставка: с прицелом на успех".

Тренинги по переговорам, совещаниям и формированию команды, так же как и тренинги по продажам, включают в свою программу почти все тренинговые компании. И подача этих тем не слишком различается в разных компаниях. Исключение составляют компании наподобие "Коллекция приключений" (Москва) с оригинальным веревочным курсом по созданию команды и "Стратегия успеха" (Иркутск) с Тим-билдинг-курсом.

Одной из популярных тем группы "Самоорганизация" являются тренинги по тайм-менеджменту. "Время уходит, пока ты ищешь время!" — лозунг тренинга "Управление временем и делегирование".

Ранее второй по популярности группой тренингов являлась группа, условно называемая "Мастерство общения". Она и сейчас представлена на рынке — это "Навыки эффективного делового общения" и "Этикет делового общения", "Мастер-класс телефонного общения", "Телефонные переговоры" и другие подобные темы. Однако существует яркая тенденция — эта группа тренингов постепенно переходит из разряда бизнес-программ в разряд так называемых тренингов психологического роста.

А вот тренинги из группы "Технологии успеха", напротив, все активнее помещаются в планы компаний. Это и "Алхимия успеха", и "Психология успеха", и "Эффективное лидерство", и "Деньги".

Несмотря на то что тренинги психологической компетентности, казалось бы, необходимы всем, к сожалению, бизнес-люди еще не до конца поняли эту необходимость, и, невзирая на постоянные жалобы, на тренинги по борьбе со стрессом пока бизнесмены ходят не слишком охотно. Видимо, как раз потому, что не воспринимают эти тренинги как тренинги, способные в короткий срок окупить себя.

Совсем немного для счастья

Одна из главных тенденций рынка как в России в целом, так и в Иркутске в частности — большой спрос на группу тренингов управленческих: от управления продажами до управления персоналом, изменениями, проектами. И надо отметить, что эта ниша старательно развивается многими компаниями: тренинги "Управление продажами", "Стратегическое управление", "Мотивация персонала", "Управление репутацией компании". Все большим спросом пользуется у клиентов такая область знаний, как маркетинг и менеджмент.

Тренер-консультант, сертифицированный гештальт-терапевт, руководитель иркутской тренинговой компании "Стратегия успеха" Сергей Гришин считает, что достаточно востребованная область тренингов — это психология (психология общения, успеха и пр.).

"Люди хотят быть счастливыми, причем сейчас и сразу. Хотят успеха, признания, любви, денег. При этом большинство из них имеют и признание, и любовь, и достаток, но не вполне удовлетворены. Что мешает радоваться жизни? Что мешает наслаждаться богатством? Что не дает стать более успешным или обеспеченным? Ответы на эти вопросы можно найти на психологических тренингах, тренингах личностного роста".

Личность тренера не менее важна

Рынок тренинговых услуг, как любой рынок, живо реагирует на любые реалии, возникающие в нашей жизни. Соответственно, возникают новые темы тренингов, многие тренеры Иркутска постоянно разрабатывают авторские программы тренингов.

Например, согласно запросу времени, на рынке начинает оформляться новая тема — "Психологическая безопасность в бизнесе". Ввиду развития Интернета в России и понимания, что это может приносить прибыль, актуальными становятся интернет-продажи, которым пока учат очень немногие компании, в основном на Западе страны.

Рынок развивается, перенаполняется тренингами, и постепенно всем заказчикам становится понятно, что, объявляя двухдневный тренинг на очень широкую тему ("Управление персоналом"), тренинговая компания обещает больше, чем получит клиент. Сегодня актуально вставлять в корпоративные тренинги индивидуальные блоки, соответствующие личным запросам компании-заказчика.

Немаловажную роль играют личность тренера, его образование и опыт тренерской работы. Интересная тенденция: крупные компании Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов не удовлетворены качеством услуг российских тренинговых центров и обращаются в западные компании. А у нас в Сибири, по статистике популярности, больше ценятся специалисты из Екатеринбурга, Новосибирска, Перми.

Справка "СМ Номер один"

Слово "тренинг" произошло от английского — Trening — тренировать. Это одна из популярных сегодня форм обучения различным навыкам — личным и профессиональным. Основное отличие от семинара или лекции в том, что на тренинге помимо теоретической части используются специальные приемы и упражнения — ролевые игры, моделирование ситуации, дискуссия и т. д. Именно это помогает не просто запомнить озвученный материал, а понять, как нужно и можно действовать в любой жизненной ситуации.

Вопрос

Вот наиболее распространенный ответ на главный вопрос — насколько помогают тренинги специалисту или конкретному человеку: тренеры уверяют, что с тренинга человек уносит ровно столько, сколько может и хочет унести. По крайней мере людей, на которых тренинги оказали кардинальное воздействие — помогли преодолеть страх перед телефонными переговорами, публичными выступлениями, собственными стереотипами и помогли добиться успеха (личного и профессионального), — становится все больше и больше.