Какие законы повлияют на жизнь наших граждан

Иркутские юристы разъясняют изменения в законодательстве

Мы продолжаем в рубрике "Справочное бюро" освещать гражданско-правовые темы, волнующие жителей Иркутской области. Специалисты отвечают на все юридические вопросы, которые интересуют наших читателей. Для того чтобы ваш вопрос попал в эту рубрику, необходимо на адрес газеты (664009 г. Иркутск-9, ул. Советская, 109, "СМ Номер один", рубрика "Справочное бюро") или по электронной почте (shan@pressa.irk.ru или evg@pressa.irk.ru) отправить письмо с четко сформулированным вопросом или вопросами. Сегодня мы расскажем, какие изменения в законодательстве нас ждут в наступившем году.

Жителей региона ждут выборы в ЗС

По словам генерального директора Центра юридического обеспечения и правовой экспертизы "Новация" Татьяны Владимировны Возжаевой, с 1 января 2007 года уже вступили в силу несколько десятков федеральных законов. Это и новые, вновь принятые законы, а также законы, в которые внесены изменения, дополнения в действующие нормативные акты. Среди них наиболее важный — Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".

Данный закон подписан президентом Российской Федерации 30.12.2006 г., и в соответствии с ним новый образованный субъект будет иметь статус области с наименованием Иркутская область. В составе нового субъекта Российской Федерации в границах территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом — Усть-Ордынский Бурятский округ. Наименование Усть-Ордынский Бурятский округ установлено законом до дня вступления в силу устава нового субъекта Российской Федерации. В последующем наименование будет определено уставом и законами нового субъекта. Статус округа должен быть установлен федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации.

Установлен максимальный срок переходного периода — 1.01.2009 г. До этой даты полностью должны быть сформированы Законодательное собрание нового субъекта и высший исполнительный орган.

Статьей 9 федерального конституционного закона установлено, что выборы депутатов Законодательного собрания нового субъекта РФ первого созыва состоятся 12 октября 2008 г. Законодательное собрание будет состоять из 50 депутатов.

Материнский капитал

Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" уже имеет большой социальный резонанс, о порядке его исполнения много написано во всех средствах массовой информации. Однако необходимо знать, что статьей 13 закона определено, что положения этого закона применяются к правоотношениям, возникшим с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1.01.2007 г. по 31.12.2016 г. Таким образом, право на получение сертификата на материнский капитал имеют граждане, у которых второй либо последующие дети родились в течение 10 лет, а именно в период с 1.01.2007 г. по 31.12.2016 г.

Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" по-новому урегулировал порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, их размеры. Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Так, застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, за время нетрудоспособности выплачивается 100% среднего заработка, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет — 80% , при страховом стаже до 5 лет — 60% среднего заработка.

Следует знать, что в соответствии со статьей 6 условия и продолжительность выплат пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и в случае ухода за больным ребенком, выплачиваются застрахованному лицу:

— в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет — за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

— в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 12 лет пособие выплачивается за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа будут установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Текст закона опубликован в "Российской газете" от 31.12.2006 г., № 297.

Лесной кодекс РФ разрешил всем собирать ягоды

Лесной кодекс Российской Федерации вступил в действие 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после этой даты. Кодекс установил, что лес — это природный ресурс, экологическая система. Впервые законодатель определил лесной участок как земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса.

Лесные участки могут находиться как в составе земель лесного фонда, тогда они являются федеральной собственностью, так и в составе земель иных категорий.

Статья 11 Лесного кодекса позволяет гражданам свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Единственной обязанностью граждан является соблюдение правил пожарной, санитарной безопасности, правил лесовосстановления и ухода за лесами.

Лесным кодексом установлен исчерпывающий перечень оснований ограничения пребывания граждан в лесах. Запрещать пребывание граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным кодексом, не допускается. Гражданам следует знать, что пребывание в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Местное самоуправление и управляющие компании

Претерпел изменения Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 251 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Основные поправки данного закона касаются вопросов управления многоквартирными домами. Законодателем уже второй раз переносятся сроки для выбора управляющей организации. Органам местного самоуправления предоставлено право провести открытый конкурс по выбору управляющей организации в срок до 1.05.2008 г.

Кроме того, закон предоставил право субъектам Российской Федерации устанавливать сроки начала и окончания проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. Этим положением законодатель стремится с помощью органов государственной власти подтолкнуть органы местного самоуправления к реализации норм жилищного законодательства.

Существенные дополнения внесены в статью 162 Жилищного кодекса, она дополнена частями 8.1 и 8.2, в соответствии с которыми собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора. Однако если договор управления заключен по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления, то собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Особо следует отметить принятие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступит в действие с 1 января 2008 г.

Установлены предельные цены на землеустройство

Среди законов Иркутской области существенное значение имеет закон Иркутской области от 13.12.2006 г. № 94-ОЗ "О предельных максимальных ценах работ по проведению территориального землеустройства". Данный закон принят в целях реализации прав граждан по оформлению в упрощенном порядке своих прав на земельные участки в рамках "дачной амнистии". Максимальные цены на работы по проведению территориального землеустройства без проведения согласования границ земельного участка с лицами, права которых могут быть затронуты, в отношении одного земельного участка установлены в следующих размерах:

— в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства, — в размере 5087 рублей;

— в отношении земельного участка, предназначенного для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства, — в размере 3160 рублей.

Закон действует до 1 января 2010 года.

Законодатели определили критерии малоимущих

Закон Иркутской области от 13.12.2006 г. № 96-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области". Текст закона опубликован в газете "Областная" от 20.12.2006 г. № 117.

Законом установлено понятие — малоимущие граждане, порядок признания граждан малоимущими. Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления. Перечень документов, которые граждане должны представить, определяется администрацией области.

Граждане могут быть признаны малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Статьями 4, 5 установлен порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими, а также порядок определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях.

ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ "НОВАЦИЯ"

- оформление прав на недвижимое имущество;

- представительство в судах;

- юридическое сопровождение бизнеса;

- консультации по вопросам любой сложности, связанным с закреплением прав на объекты недвижимости и заключением с ними сделок; договоров участия в долевом строительстве;

- составление проектов различных гражданско-правовых договоров;

- рекомендации и оформление документов по проведению общих собраний собственников квартир по выбору способа управления жилыми домами;

- приватизация жилых помещений, земельных участков.

Иркутск, ул. Байкальская, д. 215а, т. 35-65-85.