Куда уходят кости?

Иркутские криминалисты могут по одному позвонку раскрыть картину преступления

В Иркутске, как, впрочем, и в любом другом городе России, время от времени находят кости. Недавно, например, их обнаружили при ремонте школы № 11. Чуть более года назад, в октябре 2005 года, в местных СМИ появилась информация о нескольких скелетированных останках тел, обнаруженных в подвале старого здания областного суда. Корреспондент "СМ Номер один" задался вопросами: а какова судьба этих костей? Что происходит с ними на пути к их последнему захоронению? И часто ли эти анонимные останки обретают вновь свое забытое прижизненное имя?..

Во всех костях есть золото

В отдел медицинской криминалистики Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы все найденные скелетированные фрагменты попадают по направлению следователя, и эксперты начинают планомерно восстанавливать прошлое костей.

Первое, что определяют, — принадлежат они человеку или животному. В качестве наглядного пособия на стене в "приемном покое" отдела медицинской криминалистики висят бедренная, лучевая и локтевая кости человека и медведя — для неопытного взгляда разницы никакой, размеры и вид костного рельефа практически одинаковы.

Зачастую по анатомическим отличиям определить, кому принадлежал тот или иной фрагмент кости, не представляется возможным. Тогда в деле идентификации помогает спектральный анализ. Оказывается, по количеству микроэлементов в костях можно определить, не только кому — человеку или животному — они принадлежали, но и какому животному именно: зайцу, волку, косуле...

— Состав микроэлементов в костях одинаковый — там вся таблица Менделеева. Есть даже золото, — с мягкой иронией комментирует начальник отдела медицинской криминалистики Александр Путинцев. — А вот их содержание в костях человека, а также разных видов животных сильно отличается. У наших экспертов есть особые эталоны, по которым определяется видовая принадлежность.

В частности, возможности спектрального анализа очень помогли после пожара, уничтожившего гостиницу "Сибирь" в марте 1995 года. Хотя в огне погибло относительно немного людей, после пожара нашли значительное количество мелких костей. После спектрального исследования удалось точно определить, какие кости принадлежали погибшим, а какие оказались у следователей относительно случайно — например, кто-то из жильцов гостиницы купил на рынке свиные ребрышки, кто-то — говяжью ногу.

Сейчас проводят спектральный анализ сразу пяти скелетов, найденных в Ново-Ленино в одном из заброшенных домов. Их нашли на месте старой стоянки цыганского табора.

По зубу нашла брата

Затем настает очередь признаков, необходимых для следствия и для родственников при опознании. Сначала по величине костей, их размеру, весу и некоторым другим специфическим параметрам определяют пол и возраст их бывшего обладателя.

Это зачастую помогает родственникам найти останки своих родных. В прошлом году в саянскую милицию обратились люди с заявлением, что у них в лесу пропал один из членов семьи, сорокалетний мужчина. В милиции по сводке нашли случай, когда в лесу нашли скелетированное тело. По срокам выходило, что это вполне мог быть пропавший мужчина. Однако при исследовании в Иркутском бюро судебно-медицинской экспертизы оказалось, что кости принадлежать девушке 18—20 лет. Действительно, когда сделали запрос в Саянск, выяснилось, что заявление о пропаже девушки некоторое время назад уже подавали ее родители.

Наконец, криминалисты по костям выясняют рост и наличие прижизненных повреждений — сросшихся переломов костей и дефектов. Это те признаки, которые уже точно могут помочь при идентификации. В 2002 году на одном из кладбищ Иркутска был захоронен "номерной" покойник — молодой человек умер на улице, родственники в милицию не обращались, и его похоронили как безродного, в могиле под номером. Однако в прошлом году в милицию обратилась молодая женщина и рассказала, что у нее несколько лет назад в Иркутске пропал брат.

При поисках его в досье "номерных" могил женщина обратила внимание на описание одежды — она походила на ту, в которой он ушел из дома. Молодого человека эксгумировали, его череп передали на исследование в отдел медицинской криминалистики. Женщина рассказала, что у ее брата в детстве были сломаны носовые кости — результат игры в хоккей, а также имелся характерный дефект — на одном из зубов был скол. Эти дефекты были найдены на исследуемом черепе, и сейчас сестра намерена забрать останки брата и захоронить их на семейном участке одного из иркутских кладбищ.

Причину смерти не определишь. Но раны видно...

В отделе медицинской криминалистики не берутся определять по косточкам причину смерти. Однако в отдельных случаях помогают милиции по сугубо прикладным вопросам. Например, недавно к экспертам поступил на исследование всего один позвонок. Следователь просил определить, нет ли на нем механических повреждений, а если есть, то чем они могли быть нанесены. Было установлено, что на поверхности позвонка есть рубленые повреждения. При более детальном исследовании удалось даже установить, что удары были нанесены топором. Позже следователь рассказал, что под Ангарском была обнаружена нижняя часть туловища, и эксперты помогли установить, что тело было расчленено.

Сейчас проводится два подобных исследования. Из морга были переданы тазовые кости человека, которого насмерть сбила машина. С одной стороны тазовая кость разбита вдребезги. Экспертов попросили определить, как была нанесена травма, — это подтвердит или опровергнет показания самого водителя, который сбил человека.

На столе в стеклянной емкости отмокает лоскут задубевшей человеческой кожи с несколькими колотыми ранами.

— Мне предоставили образец ножа, нужно определить, этим ли орудием были нанесены раны, — рассказывает Александр Путинцев. — А в прошлом году я проводил подобную экспертизу, когда следователь из Шелехова привез образец кожи и сразу четыре ножа. Нужно было определить, каким из них были нанесены ранения.

Еще один из методов исследования — фотосовмещение, когда на фотографию черепа накладывают пропорциональную прижизненную фотографию, чтобы доказать, что череп "влезает" в изображение лица — ищется совпадение рисунка скуловых и носовых костей, нижней челюсти.

— К сожалению, это только предположительный анализ, - объясняет Александр Викторович. - Методом совмещения черепа и прижизненной фотографии мы можем только предположить, что череп принадлежит изображенному на фото лицу. Но при наличии стоматологического статуса (состояния зубов, признаков их лечения, пломбирования) и описания прижизненных повреждений костей лицевого черепа мы можем более категорично утверждать, что череп принадлежит именно этому человеку.

Чаще всего костные останки на экспертизу привозят из леса — ушел человек за грибами, прихватило сердце, упал и умер. А в следующем году бедолагу находят такие же, как он, грибники. В пределах города люди редко доходят до такого "окостенения", чтобы попасть на исследования в отдел. Однако основной контингент города поступает из подвалов и теплотрассы — это бомжи, которые пытаются освоить даже колодец около здания лабораторного корпуса бюро судебно-медицинской экспертизы.

Статистика

В течение прошлого года отдел медицинской криминалистики провел 15 экспертиз неизвестных костных останков. Это обычное среднегодовое количество подобных исследований для Иркутской области. Предполагается, что предоставленные на исследования кости должен забирать следователь, однако часто бывает так, что они не представляют интереса для следствия и остаются в отделе. В таком случае по договору с горкомхозом они передаются на последнее упокоение в безымянных номерных могилах.