Для иркутских водителей-нарковозов настали последние дни

Необычный прибор, появившийся в регионе, позволит определить наличие в организме водителя алкоголя или наркотиков

С неприятной неожиданности для некоторых водителей маршрутных такси начался вчерашний рабочий день. В течение всего светового дня на ново-ленинском направлении работал мобильный пост ГИБДД Ленинского района, инспектора которого, останавливая всех мимо проезжавших маршрутчиков, вежливо, но непреклонно предлагали водителям пройти в милицейский фургончик "Газель" с надписью "Пост технического контроля" для проверки на специальном аппарате "Лира-100" на наличие в организме алкоголя, наркотиков или сильнодействующих веществ.

Прибор "Лира-100" появился в Иркутске благодаря ангарскому общественному фонду "Город без наркотиков", который сегодня простирает свое влияние на большинство крупных городов области. Как рассказал президент фонда Александр Шумилов, о подобном приборе он знал уже давно, но до конца осени у фонда не было средств, чтобы его купить ("Лира" стоит более 90 тысяч рублей). В конце ноября прибор наконец-то купили в Екатеринбурге и привезли в Ангарск.

— Первое время мы тестировали прибор у своих знакомых предпринимателей, у которых в фирмах свой большой штат сотрудников. К слову сказать, не было выявлено ни одного факта употребления наркотиков. Приятно было узнать, что у наших друзей не работают наркоманы. Хотя, конечно, несколько пьяных людей мы обнаружили, — рассказал Александр Шумилов.

Причины, по которым был приобретен аппарат, довольно прозаичны: во время антинаркотических рейдов в Ангарске и Иркутске было поймано с поличным несколько водителей-нарковозов, которые продавали героин и сами же его употребляли, что называется, не отходя от станка. Самое страшное, что эти водители постоянно работали на пассажирских перевозках — проще говоря, были водителями маршруток и такси. Поэтому сразу по приезде в Ангарск сотрудники фонда ГБН обратились с предложением широко опробовать прибор на практике сразу в нескольких коммерческих и муниципальных структурах — например, устроить проверку сотрудников в нескольких банках.

Когда о "Лире" узнал начальник Ленинского ГИБДД, подполковник милиции Игорь Назаров, он сам обратился к Александру Шумилову с предложением устроить тотальную проверку на дорогах Ленинского района.

— Страшно, когда за рулем пьяный. Но куда страшнее, если он людей возит, — объяснил свою инициативу Игорь Владимирович. — Вы же знаете, что такие факты сегодня не редкость. У нас есть даже факты выявления сидящих за рулем маршруток наркоманов, находящихся под действием героина. Что называется, укололся — и поехал. Ленинский район, как это общеизвестно, имеет дурную славу благодаря наркоточкам, находящимся на его территории. Поэтому мы и решили проверить водителей — для начала только маршрутных такси. Наша задача не поставить очередную галочку в плане работ, а обеспечить реальную безопасность людей. По статистике, в области каждый день в больницы в результате ДТП попадает двенадцать человек — ежедневно!

Проверки проводились в течение дня на двух остановках — на "Узловой" и на конечной маршрутных такси в Иркутске II. Инспектор ГИБДД, работавший на "Узловой", с некоторым недовольством признал, что приказать пройти проверку водителю они не имеют права, все совершается на добровольной основе. На вопрос, не повлечет ли отказ водителя каких-нибудь последствий для него, он многозначительно пожал плечами:

— Да вон сами спросите...

Водитель, дожидавшийся своей очереди в "пункт технического контроля", был более многословен:

— Точнее сказать, проверка добровольно-принудительная: кто согласен, тот идет добровольно.

Он нервно засмеялся.

— Ну вот вы легко согласились на проверку?

— А чего, пусть проверяют, мне скрывать нечего. А то потом вообще по экспертизам затаскают. Раз отказываешься — значит, чем-то злоупотребил на работе, есть что скрывать, — пробормотал водитель, краем глаза косясь на поигрывающего по ладони полосатым жезлом инспектора.

Проверку проводила милая девушка Елена Моторная, фельдшер и сотрудник фонда ГБН. Она рассказала, что прибор — ноутбук, блок самого прибора и датчик, похожий на учительскую указку, — работает по принципу эхолота. Процедура проверки предельно проста: к коже прикасаются кончиком "указки", от которой сигнал идет через ткани человека и возвращается обратно. Проверяют по трем парам точек: на шее, у кистей рук и на лучезапястном суставе. Эти шесть параметров заносят в компьютер, и он выдает свой вердикт. Из точек строится график, набор которых заложен в компьютере: они соответствуют графикам здорового человека, больного, пьяного, находящегося в состоянии наркотического опьянения или накануне принимавшего наркотические либо сильнодействующие препараты, влияющие на координацию движений и способность к концентрации внимания.

— Мы не можем сказать, какой именно наркотик или препарат принимал испытуемый. Мы можем только определить, что он находится в измененном состоянии, причем можем даже сказать — алкогольное или наркотическое опьянение, или похмельный синдром, или человек просто болеет.

По словам Елены Анатольевны, водители на проверку реагируют флегматично, легко идут на общение и вообще относятся к процедуре как к обычной проверке водительских прав. Но уже в первой пятерке водителей попался человек со странными показателями. Он объяснил, что ВИЧ-инфицирован и из-за этого должен принимать сильнодействующие препараты. Его сняли с маршрута и в сопровождении сотрудников милиции повезли в наркологический диспансер на анализы.

В планах начальника Ленинского ГИБДД Игоря Назарова сделать подобные проверки не только постоянными на дорогах, но и вскоре начать проверять всех водителей автотранспортных предприятий перед выходом на маршрут. И это только начало широкого применения диагностического комплекса "Лира-100" в Иркутской области.