Кто спасет деревню?

Общественный совет "За развитие Прибайкалья" помогает ветеранам и многодетным семьям

Целые сельские районы живут порой на грани возможного. Безысходность, зачастую почти полное отсутствие работы, какой-либо помощи власть имущих приводит к маленьким трагедиям, которые нарастают как снежный ком: спиваются деревнями, причем не только взрослые мужчины и женщины, а даже дети. От этого гибнут, точнее вымирают целыми семьями. Помощь приходит не всегда, а если и приходит, то не в полной мере. Чиновники рассуждают о деревенских проблемах издалека, чаще с пафосом и показухой, предлагают реформы. А реальной помощи как не было, так и нет. И все же мир не без добрых людей.
В Иркутской области с октября этого года начал работу общественный совет "За развитие Прибайкалья". Эта организация объединила людей, неравнодушных к своей земле, а главное способных предложить выход из сложившейся ситуации. Общественный совет не бросается лозунгами, а просто оказывает реальную помощь людям, которые давно не верят ни местной власти, ни депутатам. Совет же основной своей задачей поставил контроль за ходом национальных проектов на местах, в сельской глубинке, всяческое содействие населению, адресную помощь.

Суррогатная эпопея

Первые данные о массовых отравлениях поступали из деревень. Здесь пьянство - одна из острейших проблем. Люди травились техническим спиртом, обращались в больницы, но на помощь пострадавшим никто не спешил. Бывали случаи, когда погибали из-за несвоевременно оказанной помощи. Люди обращались в медучреждения, но ввиду отсутствия страхового полиса пострадавшим просто отказывали в госпитализации. Так, в деревне Малая Елань от суррогатного алкоголя погибла женщина, чуть позже отравилось еще семь человек.

И прошла бы незамеченной эта информация в СМИ, если бы общественный совет не начал кричать об эпидемии, первым среагировал со всей полнотой ответственности на случившуюся беду. Теперь о большой трагедии маленького села узнали правду региональные власти. Сегодня общественный совет активно следит за ходом работы по сложившейся острой ситуации.

У детей из Большой Речки появился дом

В Большой Речке жизнь с годами становится все хуже, хотя большинство стремится к лучшему, старается изо всех сил. Почему спиваются молодые, резко сокращается рождаемость? Откуда взялись наркоманы? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности. Социальное положение местного населения за последние годы резко ухудшилось, безработица подкосила многих трудоспособных мужчин и женщин, новые рабочие места не появляются.

Расслоение в поселке очень сильное. И разумеется, не за счет коренного населения. Земля в районе Большой Речки теперь считается элитной, построено много новых домов, коттеджей, хозяева которых живут в городах. Для многих это обычное капиталовложение. А местные жители не могут позволить себе такой роскоши. И невольно рождается волна недовольства: для большереченцев-то земли, оказывается, нет. Очередь из желающих строиться практически не движется, а если участок кому и выделят, то в таких местах, куда и собаки не ходят! Сегодня срубить простейший деревянный домик не может себе позволить ни учитель, ни врач, ни другой обычный человек. Земля в родной деревне стала золотой. Не по карману тем, кто родился и вырос здесь.

И вот на этом фоне погибла одна простая молодая семья. И погибала она не один день, а несколько лет, но так никто и не смог ей помочь. Многодетная семья Тирских когда-то могла стать примером для подражания: была дружная и веселая, в любви рождались дети. Но в какой-то момент мать Ирина от безысходности начала пить, отец семейства повесился, пятеро детей оказались попросту брошенными. Девочек забрали родственники, а мальчишки практически стали беспризорниками.

И неизвестно, как сложилась бы их судьба, если бы не участие общественного совета, который помог устроить вместе братьев Владика и Славу Тирских в социальный приют поселка Урик. В детдоме этим ребятишкам лучше - и костер из мамкиных платьев разводить на полу больше не придется, и мерзлую кашу выскребать из закопченного котелка не надо. Их ждет новогодняя елка! Дед Мороз принесет первые в их жизни подарки, и, дай Бог, дети забудут кошмар прежних лет.

Как ветеран войны два года ждал тепла и выжил

Куда только ни обращался Ахмат-ша Гайнутдинович Хаснатинов! Не отказывали - подождать просили. Мытарили долго. Год терпели с женой. И вторая осень прошла - ни звука в ответ. В спальне из старой батареи вода струйкой день и ночь стекала в тазик. Супруга, Полина Николаевна, отложит тросточку в сторону, согнется в три погибели, зацепит таз - и кое-как, за стенки держась, воду сливать. И все быстро нужно, чтобы не затопило. А руки стариковские и не слушаются совсем. Ахмат-ша шапку теплую с головы так и не снимал. Он бы и рад жене помочь, да на одной ноге в таком возрасте сильно-то не попрыгаешь, да еще и в холоде!

Когда терпение стариковское окончательно лопнуло, еще одно письмо написали. На имя самого Зубарева, главы администрации Иркутского района. Даже извинялся старик за беспокойство. Нет, руководитель района не отказал, обещал скоро помочь. Но вот уже и третья осень миновала, и декабрь грянул, а времени, видно, у местного начальства на такой пустяк не нашлось - конечно, есть дела и поважнее... Хоть ложись и помирай старикам!

Ветеран девятый десяток разменял, да и без ноги попробуй с места-то сдвинься. Холодными зимними вечерами оставалось ветерану только одно: вспоминать тяжелую военную пору, когда минометчиком уничтожал врага. Вспоминает, как ранило под Витебском, - оторвало два пальца на руке, сильно повредило ноги. Инвалидом домой вернулся. А тут на заре XXI века как на войне, только мирной, и неясно, с каким врагом.

Жить без отопления инвалиду первой группы смерти подобно. А медали боевые, орден Отечественной войны и за победу над Германией, а также звание ветерана труда в войне мирной никого не впечатляют. Видать, сытый голодного не разумеет. Начальству районному, видимо, и представить невозможно, что такое без тепла жить.

Да ветеран не в обиде... Мир не без добрых людей: нашлись настоящие люди - батарею заменили всего-то за два дня. С местным-то начальством тяжбы на годы хватило. А в канун Нового года представитель общественной организации "За развитие Прибайкалья" Геннадий Усов еще и медаль вручил в честь 60-летия Победы. И жить старикам захотелось с удвоенной силой. И правда есть добро на свете, и оно действительно спасет мир!

Кто поддержит многодетную семью?

Пьянство не единственная проблема современной деревни. Сегодня и полноценные - непьющие - семьи на селе вынуждены голодать из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы. Без первоначального капитала развивать свое хозяйство в деревне практически невозможно, а по национальному проекту получить субсидии крайне сложно, практически невозможно.

Семья Жекаминовых переехала в Смоленщину из поселка Большое Голоустное, где по трагичной случайности у них сгорел дом. К переезду многодетную семью вынудили бедность, отсутствие жилья, работы и любой поддержки со стороны властей.

- Мы приехали сюда и ужаснулись: здесь нет ни туалета, ни бани, ни отопления. Но рады тому, что нам помогли и этим, - есть крыша над головой. Ремонт делали всем миром: у знакомых просили рамы, стройматериалы. Дети приехали сюда в одних тоненьких курточках и кроссовках, денег даже на хлеб не было, - рассказывает мать пятерых детей Светлана Жекаминова.

В отличие от многих, у Светланы руки не опускаются, она и рада бы пойти работать, но детей не берут в детсад - мест нет, а на няньку нет денег.

Молодая многодетная мать обращалась в комитет по социальной защите и в Большом Голоустном, и в Смоленщине. Везде ответ был один: помочь не можем.

- С одной стороны, по телевизору президент призывает поддерживать всячески многодетных матерей, с другой - на местах некому заботиться о таких, как мы. В соцзащитах на меня почему-то реагируют так, словно я чем-то болею. Говорят: "Зачем же вы столько рожали? Теперь терпите, терпите". Единственный, кто откликнулся и помог нам делом, а не словом, - это общественный совет "За развитие Прибайкалья". Мы вместе с их представителем сходили в магазин, купили необходимые продукты питания, старшей дочери и сыну приобрели сапоги и зимние пуховики. Если бы не эта помощь - не знаю, в чем бы дети ходили сейчас в школу, - говорит Светлана.

Многодетная мать ждет поддержки, а пока живет запасами грибов и ягод, сделанными летом, которые и составляют основной рацион семьи.

Терпения этой женщине пока хватает. И, наверное, хватит надолго, пока ей помог только общественный совет. А сколько таких семей еще...

В настоящее время в Иркутской области по инициативе губернатора разработан законопроект "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей", он вступит в силу 1 января 2007 года. На его реализацию необходимо 912 млн 498 тыс. 800 рублей. В настоящее время на территории Иркутской области проживает 190 411 малообеспеченных семей, из которых более 15 тысяч - многодетные семьи. Общая цифра детей, проживающих в таких семьях, - 250 тысяч. Согласно новому документу, семьям, имеющим детей, будет выплачиваться денежное пособие на каждого ребенка в размере 200 рублей. Сумма небольшая, но все же. Кроме того, будет оказываться социальная поддержка на приобретение лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до шести лет. Школьники будут бесплатно питаться в школе. Но пока еще этот документ заработает...

Общественный совет "За развитие Прибайкалья" в лице председателя Игоря Наумова выражает глубокую благодарность пожертвователям, чьи средства совет выделяет на поддержку нуждающимся.