Бывший фальшивомонетчик пишет книгу

Звезда криминального иркутского прошлого решил увековечить себя

История известного на всю Россию иркутского фальшивомонетчика Владимира Гуринова была растиражирована газетами и телевидением как трогательная история нового иркутского Левши - увлеченного бессребреника, бесшабашного русского умельца, верующего, почти благородного, пусть и подвизающегося на малопочтенном поприще. Владимир Гуринов и по сей день иркутянин. О нем и по сей день пишут в газетах - вспоминают как о необыкновенном явлении в истории иркутского криминала. Он всегда охотно рассказывал о своей подпольной деятельности. Но никогда не открывал других подробностей своей жизни. О них мы узнали от людей, близко знавших гражданина фальшивомонетчика в расцвете его карьеры. А они - из уст самого героя публикации.

Облико морале иркутского Левши

"Владимир Ильич был настоящим мастером. Изучив литературу, решив множество практических задач, он стал специалистом в области фотодела и высокой печати. Ему удалось изготовить на дому дензнаки приемлемого качества... Впрочем, это не принесло ему удачи. Он не стал богаче и счастливее". (Из книги, выпущенной МВД России в 2001 году)

Может, и не стал Владимир Гуринов счастливее. Впрочем, по воспоминаниям близко знакомых ему людей, понятие о счастье у Владимира Ильича было остаповское. Двух жен он покинул, отпрысков оставил на попечение матерям. Но у Остапа хотя бы была мечта о Рио. Что же подогревало деятельность Гуринова? Вероятно, игра и слава — какая ни есть. Он, по свидетельству знавших его, любил игру в казино — крупно, с проигрышем. Любил игру с людьми — вздрагивать душой, которая в пятки падает при сбыте этих самых фальшивых купюр: возмут — не возьмут, заметят — не заметят. Говорил: "Хочу миллиончик". Идеалом его был один американский миллионер, который просто одевался, был неприхотлив в быту. Хотел уехать за границу, но только не очень торопился — и по сей день не уехал, живет с престарелой матерью в Свердловском районе, в частном секторе на станции Кая, — там, где и начинал свою уголовную карьеру. Правда, недавно с гражданина бывшего фальшивомонетчика сняли две судимости, которые впаяли ему за "рукоделие". Может, и впрямь собрался уехать?

Слава иркутского Левши была ему дорога и грела душу. "Дело иркутского фальшивомонетчика можно назвать уникальным. В конце 80-х за ним охотились сотрудники ОБХСС по всей стране", "Владимир Гуринов выделяется из ряда обычных фальшивомонетчиков, ищущих легкой наживы..." (из издания МВД). "Его судьба настолько уникальна, что обязательно войдет в новые издания учебников по криминалистке. Пятидесятилетний сибирский старообрядец впервые решил печатать деньги в 1978 году. Восемь лет он оттачивал мастерство, а первую купюру выпустил только в 86-м. Следующие четыре года за ним охотились МВД и КГБ, потом четыре года находился за решеткой. На освоение новых технологий Гуринов потратил семь лет" ("Известия").

Прочтешь, и кажется: вот человечище этот Владимир Ильич! Но в жизни все намного скромнее. Легенду насчет старообрядчества Гуринов создал сам, охотно рассказывая о своей персоне. Активным верующим он тоже никогда не был. А вот нерадивым алиментщиком был, это факт. Но эти и прочие пикантные, причем совсем не православные подробности своего бытия он никогда не выносил на публику.

Главный тезис — от соседа по нарам

Итак, трудовая деятельность Гуринова началась после окончания Иркутского кинотехникума, откуда молодой человек вышел обремененным некоторыми познаниями, которые могли пригодиться для столь неординарного занятия, как подделка государственных казначейских билетов. Его подельник по первому разу (то есть по первому уголовному делу) Варфоломеев понимал в химии. Согласно официальной версии, Варфоломеев подал идею печатать деньги и сформулировал главный тезис: поддельные деньги можно изготовить полиграфическим способом в домашних условиях.

Однако существует версия, что у химика Варфоломеева не было хозяйственно-экономических позывов к подобной деятельности, зато он имел невыносимую тягу к практической стороне химии и занимался подделыванием денег из интереса. Он каким-то образом сумел обесцветить рубль — так, что на нем можно было напечатать пятирублевку. Сам Гуринов рассказывал о собственноручном изготовлении бумаги кустарным способом, об особом вымачивании ее в молоке. Однако, по свидетельству человека, знавшего Владимира Гуринова близко, никакой бумаги он не изготавливал.

В 2001 году, когда на просторах обновленной постсоветской родины стали гулять сторублевки тонкой работы, сотрудники ОБЭП Иркутского ГУВД проверяли Варфоломеева на причастность к изготовлению этих фальшивок. Но оказалось, что Варфоломеев фальшивками больше не занимался. По милицейским сведениям, он превратился чуть ли не в бомжа.

Бедный миллионер

Вернемся к "старообрядцу" Гуринову. Начав противозаконную деятельность в 1987 году (согласно официальной версии, к этой дате он готовился целых девять лет) и сбыв несколько сотен купюр в Иркутске, пошел Владимир Ильич работать на железную дорогу — чтобы было сподручнее сбывать фальшивки. Он колесил по стране, расплачивался купюрами-самоделками. В то же самое время был он устроен еще где-то на мизерную зарплату. И с этой второй работы платил мизерные алименты первой жене.

В 1990-м он попался на рынке в Ташкенте. После того как умелец, отсидев положенные судом пять лет, вышел в 1995 году на свободу, он устроился электриком. Правда, на работу не очень-то ходил, больше сидел дома. Семье — уже второй — объяснял это тем, что имеет акции, приносящие доход. Детям, просившим денег, давал очень немного. Вещи для них покупал на "шанхайке", еще и ругался, что дорого. Но, в общем, он не был жаден — для человека рабочей специальности, пребывающего в перестроечной постсоветской нужде.

Хотя он и просидел в колонии во время перемен, но сумел сориентироваться в новых экономических отношениях. И в том же году начал прикупать акции. В 1995 году разжился акциями АНХК, в 1997 году являлся зарегистрированным держателем акций Электросвязи общей номинальной стоимостью 23 миллиона рублей.

В августе 2001-го Гуринова снова арестовали. С 1999 года он снова начал заниматься изготовлением денег в домашних условиях — теперь сторублевок. К сбыту привлек бывшего соседа по нарам в ангарской колонии. Сбытчика поймали, и Гуринова задержали.

Через полгода на его имущество был наложен арест. Ценные бумаги — акции на его имя — были переданы на хранение второй жене.

Однако фальшивомонетчику дали неожиданно мягкий срок — четыре года условно. В июле 2002 года он вышел на свободу. И скоро оказался миллионером.

На 2003 год, согласно налоговым документам, никаких доходов у гражданина Гуринова не значится. А в 2004 году у него неожиданно обнаруживается весьма крупная сумма — почти 65 миллионов рублей. Совокупный годовой доход за 2004 год в размере 64 070 274 руб. образовался в результате реализации ценных бумаг — таковы официальные сведения.

Миллионер-алиментщик

Они не всплыли бы, не окажись у г-на Гуринова несовершеннолетних детей. Но, как нам стало известно, уже достаточно долгое время идет разбирательство относительно алиментов на ребенка от второго брака. Благородный "старообрядец" утверждает, что его доход ничтожен — только деньги, которые он получает, ухаживая за больной матерью.

В объяснительной судебным приставам пишет о том, что он вынужден был даже сдать в разборку единственный автомобиль, а полученные деньги раздал за долги, "которые накопились за время вынужденной безработицы, в связи с тем что я единственный человек, оставшийся у парализованной матери и больше некому за ней ухаживать". Интересно, что в разборку он сдал его за месяц до того, как автомобиль был снят им с учета в ГИБДД. Сегодня эта машина в ГИБДД по-прежнему числится, но зарегистрирована на другое лицо.

А пока суд да дело, пока судебные приставы пытаются отыскать хоть какие-то материальные ценности у бывшего фальшивомонетчика, сам он, по свидетельству знакомых, пишет книгу — наверное, о том, как он стал фальшивомонетчиком и что из этого вышло.