Как защитить себя и свою машину зимой

Зима приходит всегда не вовремя и неожиданно. Она застает врасплох и тех, кто ходит пешком, и тех, кто ездит на автомобиле. Для некоторых автомобилистов внезапность зимы ограничивается небольшим дискомфортом на дороге, а для других это оборачивается хаосом и даже аварией. Чтобы оказаться в группе первых, нужно заранее готовить свою машину и, как ни странно это звучит, готовиться самим.

Подготовьтесь морально

Известно, что зимой мы чаще болеем, сильнее ощущаем усталость и часто попросту не справляемся с нагрузкой и стрессом. Проблем и неприятностей нам в холодное время добавляет родной автомобиль. Поездка с работы по темноте превращается в кошмар. Ничего не видно от слепящих фар, свои же кажутся совсем блеклыми. Дорога тоже не радует — либо скользко, либо снежно. Ошибки зимняя дорога не прощает ни вам, ни водителям, которые едут рядом. Выработанная спокойная линия поведения на дороге поможет вам предотвратит аварийную ситуацию.

Ни капли спиртного

Возможно, это будет упомянуто в сотый раз, но не стоит садиться за руль в состоянии даже легкого алкогольного опьянения. Если случится аварийная ситуация, в которой вы не виноваты, на вас легко переведут все обвинения и вы окажетесь нарушителем. Не забывайте о замедленной реакции и рассеянном внимании, которые не лучшие помощники на дороге.

Заболели? Сидите дома!

— При любом недомогании, будь то простой насморк или серьезный грипп, за руль садиться не рекомендуется, — говорит семейный врач поликлиники № 17 Наталья Староверова. — При болезни страдают глаза (резь, боль), а значит, следить за дорогой становится очень трудно. Заложенный нос — это особый разговор, опасно чихнуть за рулем. Вы на несколько секунд закрываете глаза и перестаете следить за дорогой, мало того — глаза начинают слезиться и вообще теряется ориентация в пространстве на доли секунд, а этого может хватить для создания аварийной ситуации. Недомогая, вы принимаете комплексные лекарственные средства, они не всегда безобидны для тех, кто собирается управлять автомобилем. С одной стороны, они эффективно лечат симптомы простуды, а с другой — могут вызвать, к примеру, сонливость. Если вы вынуждены ехать куда-то, лучше предпочесть более простые, хотя и менее эффективные средства типа парацетамола и анальгина.

Сотрудник пресс-службы ОГАИ УВД города Иркутска Иван Добровольский напоминает:

— В состоянии болезни нельзя садиться за руль и согласно правилам дорожного движения. Статья 2.7 гласит: "Водителю запрещается управлять транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения".

Не забывать о правиле трех "д"

Всем известное правило "дай дорогу дураку" более чем актуально именно зимой. Если вы видите, что какой-то водитель управляет машиной, мягко скажем, неадекватно, уступите ему дорогу и старайтесь держаться от него подальше: за рулем может быть пьяный, наркоман, начинающий водитель или просто человек на взводе. Можно сообщить о нем на первом же посту ГИБДД, сотрудники примут меры.

Подготовиться физически

В идеале нужно продиагностировать авто по полной программе. Но, как правило, на это нет либо достаточных денег, либо времени. Если у вас подобная проблема, значит, нужно попытаться подготовиться хотя бы по минимуму (на что хватит денег или времени).

Неисправной машине нет места на дороге

Зимой машина работает в экстремальных режимах, любая мелкая поломка превращается в большую проблему. Обычно проблема проявляется в дни максимального холода, и тогда ни завести, ни устранить неисправность не представляется возможным. По словам бывалого таксиста Алексея, "зима реально съедает автомобиль, а если позабыть о подготовке к холодному периоду, машину можно потом не восстановить либо сделать это, но потратить кучу денег. Очень многие убивают за зиму подвеску либо потому, что поездили при -40, либо потому, что не обратили вовремя внимание на мелкие неисправности — как правило, из-за того, что просто ничего не сделали перед зимой! Я советую расходные материалы подвески, а именно пыльники, различные кожухи и тому подобное, осмотреть, и если есть хоть малейший намек на износ, а тем более трещина, то менять вместе с наполнителем (смазочными материалами)".

Долой летнюю резину!

По словам участника клуба off-road "Протектор" Михаила Разскащикова, "более чем опасно ездить на летней резине. Питы резин для летнего и зимнего периода очень отличаются не только рисунком протектора, но и химическим составом. Летняя резина не только не обеспечивает должного сцепления с дорожным покрытием, но и "дубеет" (теряет эластичность). Два этих фактора, складываясь, делают машину на гололеде абсолютно неуправляемой не только в критической ситуации, но и в совершенно безобидном случае. Даже подняться в пологую горку (коих у нас в городе более чем достаточно) на летней резине будет очень сложно".

Обязательно обратить внимание

Антифриз

Нормальный обычный антифриз может замерзнуть только при -43—45 градусах. Если же при проверке в сервисе вы узнали, что ваша охлаждающая жидкость замерзает на более высоких температурах, стоит подумать о ее замене. Замерзание грозит выходом из строя помпы, а в худшем случае перегревом двигателя.

Аккумулятор

Ожидая приближения заморозков, нужно проверить аккумулятор. А именно выяснить, нормальная ли плотность электролита и достаточно ли его уровня. Аккумулятор может прожить два и три года (а то и больше), если он не подвергался медленной и полной разрядке, например оставленные габаритные огни или свет в салоне, а также уровень и плотность поддерживались в пределах нормы.

Масло

Дабы смягчить холодный пуск, меняется масло. Выбирается то, которое обладает более низким коэффициентом вязкости, то есть в мороз оно не загустеет настолько, чтобы потерять свои свойства. В народе такое масло обзывают просто синтетикой.

Щетки и омыватель

Зимой, как правило, условия видимости просто ужасны. К этому должны быть готовы ваши глаза, щетки и омыватель. Профессионалы советуют менять щетки раз в год, и желательно это проделывать перед наступлением зимы. Со стеклоомывателем все проще — запасайтесь только незамерзающей жидкостью.

Электрика

Проверить, а если нужно, и заменить высоковольтные провода и свечи. Делать это нужно в сервисе, так как только там найдутся все нужные измерительные приборы.

Приводные ремни (ремни генератора, ГРМ и т. д.)

Нужно проверить их натяжение и целостность, а также ролики и подшипники, которые участвуют в работе этих ремней.

Житейские советы

Коврики

Автомобилистка Ирина с пятилетним стажем делится своим опытом:

— У меня для зимы всегда припасены отдельные резиновые коврики. Они удобны тем, что с них легко счищается снег и убирается вода. А "родные" коврики отдыхают весь зимний период, отстирываются и приводятся в порядок.

Забудьте про ручник

Виктор Иванович водит машину с "детства" и знает одну тонкость, о которой ему поведал его отец:

— Нельзя ставить машину на ручник в сильный мороз. Не буду вдаваться в подробности, но расскажу, что те, кто оставлял машину после -30, не могли тронуться, колеса задние блокировались, и машина не двигалась!

Мыть с умом

Таксист Алексей рассказывает:

— Машина таксиста всегда должна быть чистой и внутри, и снаружи, поэтому мы моем их еженедельно, а иногда и чаще, и делаем это в любую погоду. Многие почему-то боятся мыть машину в холода, опасаясь, что не смогут потом открыть двери. Бояться этого совсем не стоит. Во-первых, если у вас центральный замок, то есть вы открываете машину только с брелка, вам это вообще не грозит (поверьте на слово). Во-вторых, на наших мойках есть специальный компрессор, которым продувают все места машины, куда могла затечь вода. Так что проблем не возникает, и если вы все же опасаетесь, то попросите на мойке, чтобы продули подольше. Не стоит мыть машину в мороз — все, что ниже -30, опасно для краски, она просто облезет, перепад температур слишком резкий.

Мелочи и не только

Автомеханик Руслан работает в сервисе седьмой год, советы может давать до бесконечности:

— У каждого нормального водителя есть провода для прикуривания. Не потребуются им, помогают другим. Для того чтобы аккумулятор немного ожил, желательно помигать дальним светом, перед тем как завести машину. Чтобы утеплить двигатель, поможет картонка перед радиатором. Любители укрывать свои двигатели войлоком или одеялами могут потерять всю машину, так как, попадая на раскаленные части двигателя, эти вещи воспламеняются.