Рейдеры атакуют предприятия Приангарья и Бурятии

Иркутская область может потерять стратегический объект в Ангарске

Уникальное предприятие по производству шерсти — тонкосуконная мануфактура в Бурятии, продовольственная база в Ангарске — стратегический объект с самыми большими холодильниками в Иркутской области — и Усть-Илимский пивзавод. Судьба этих предприятий висит на волоске. И если гибель Усть-Илимского пивзавода лежит на совести его управляющих, то развал мануфактуры и "холодильника" — дело рук рейдеров.

На Усть-Илимском пивзаводе введено конкурсное производство, которое предполагает продажу всех активов предприятия. А ведь добротный с технологической точки зрения завод, который варил хорошее пиво, мог бы жить, если бы его руководство не набрало кредитов, с которыми изначально не в состоянии было расплатиться.

По словам Максима Полетаева, председателя Байкальского банка Сбербанка РФ, кредит в размере 25 миллионов рублей был выдан заводу три года назад. Причем это был инвестиционный кредит на реконструкцию производства с прекрасными условиями, в том числе аккредитивной схемой, под которую предприятие смогло получить западное фондирование.

Тем не менее этих денег менеджерам пивзавода показалось мало, и они попросили у Сбербанка еще десять миллионов долларов, хотя эта сумма, по некоторым оценкам, превышала стоимость самого предприятия. Байкальский банк, следуя принципу не выдавать кредитов, превышающих стоимость активов, в инвестиционном кредите заводу отказал, ограничившись краткосрочными займами. Тем не менее предприятию удалось договориться о кредите в других банках, которые выдали им около 200 миллионов рублей в совокупности. Получилось, что банки дали на год кредиты, превышающие на 40% объем годовой выручки предприятия и, естественно, расплатиться завод не смог. В результате банками были поданы иски в арбитражный суд о взыскании задолженности, а руководство предприятия инициировало процедуру банкротства.

Тонкосуконная мануфактура в Бурятии также получила от Сбербанка кредит в размере 35 миллионов рублей, и в настоящее время банк ведет переговоры о продаже долга. Надо сказать, что проблемы у этого уникального предприятия возникли не сегодня. Его уже бывший директор Клавдия Альцман, Герой Соцтруда, крепкий, сильный советский менеджер, не смогла перестроиться на рыночные рельсы. С точки зрения рыночной экономики мануфактура была неэффективной — энергопотери составляли до сорока процентов, плюс на экономику предприятия влияли непрофильные активы — подсобное хозяйство, детские оздоровительные лагеря, поликлиника. В этой ситуации рейдерам не составило труда начать добиваться поставленных целей.

Что касается рейдерской борьбы на продовольственной базе в Ангарске, то она продолжается уже четыре с половиной года. При этом, по словам Максима Полетаева, предприятие, которое должно Сбербанку примерно 80 миллионов рублей, сознательно не выполняло обязательств перед банком, а собственники компании, вступив в сговор с конкурсным управляющим, продолжают способствовать непогашению задолженности. Председатель Байкальского банка уже обратил внимание администрации Иркутской области на то, что Приангарье может потерять некогда серьезный стратегический объект — самый крупный "холодильник".