Директор агентства продавал квартиры Министерства обороны

В Кировском районном суде началось рассмотрение дела о квартирном мошенничестве. Бывший директор агентства недвижимости "Айс" Михаил Сорокопудов обвиняется в присвоении 6 миллионов рублей потенциальных покупателей жилья. Потерпевшими по делу проходят 19 иркутян.

Бывший директор фирмы "Айс" 46-летний Михаил Сорокопудов прибыл к нам в середине 90-х годов из Хабаровска. Ранее был судим за грабежи, причинение тяжких телесных повреждений и побег из Кировского РОВД. В разработке следствия он находился с 2004 года. Тогда стали поступать первые заявления от пострадавших, появлялись одиночные факты. Но уголовное дело не заводилось, он все-таки пытался частично рассчитаться со своими кредиторами.

В 2005 году пострадавших стало больше, да и суммы весомее. В ходе следствия выяснилось, что официально ООО "Айс" ликвидировано. От фирмы осталась лишь вывеска да пакет документов. А директор продолжал разворачивать активную риэлтерскую деятельность.

На обманутых клиентов агентства "Айс" директор производил приятное впечатление. Ездил на дорогой машине, одет всегда был безукоризненно, в совершенстве владел ораторским искусством и упражнялся в нем на доверчивых клиентах.

— Это достаточно грамотный человек, — рассказывает Юрий Мациевский, начальник Кировского ОБЭП. — Когда он начинал говорить, не поверить ему было невозможно. Нам он интересен еще и потому, что разработанные им схемы мошенничества оригинальны.

Предлагая нескольким клиентам купить одну и ту же квартиру, Сорокопудов собирал деньги с доверчивых иркутян, а совершать операции с недвижимостью не собирался. Доходило даже до того, что Сорокопудов предлагал клиентам, почуявшим неладное, "прекрасные" варианты в Зеленом.

— А там совершить сделку с недвижимостью просто невозможно, так как жилье находится в собственности Министерства обороны, — поясняет Юрий Мациевский.

Но иркутяне верили. И заселялись в указанные Сорокопудовым квартиры в Зеленом, и даже жили там какое-то время. Однако оформить такое жилье в собственность у новоселов никогда бы не получилось.

Сотрудники ОБЭП предполагают, что совершать подобные махинации Сорокопудову помогали знакомые. В частности, среди военнослужащих в части мошеннику могли сообщать об освобождающихся квартирах. Вероятнее всего, директор "Айса" приплачивал своим информаторам.

Когда один из клиентов агентства усомнился в честности директора, тот не растерялся и провернул шикарную авантюру. С усомнившимся клиентом Сорокопудов отправился к нотариусу и сделал на клиента генеральную доверенность на свою машину. Машина могла бы стать залогом от мошенничества ее хозяина. Этот жест, по задумке директора агентства, должен был сразить недоверчивого клиента наповал. Клиент был сражен. Но через какое-то время Сорокопудов написал заявление в милицию об утере автомобиля. Обманутый клиент остался без квартиры и без обещанной машины.

Пенсионерка Антонина Маневич полтора года назад решила перебраться поближе к родственникам, которые проживали в Иркутске II.

Заняться продажей старой и покупкой новой квартиры решил ее внук Евгений.

— Мы долго не могли подобрать нужный вариант. Бабушка хотела квартиру в центре Иркутска II, причем не на первом и не на последнем этаже и обязательно с балконом. Нужный вариант нашелся только в агентстве "Айс".

С Евгения Маневича Сорокопудов взял полную сумму за квартиру — 580 тысяч. С тех пор прошло полтора года, но ни денег, ни квартиры семья Маневичей так и не увидела.

— После того как мы отдали все деньги Сорокопудову, он потерялся, стал избегать телефонных звонков, отвечал уклончиво. Когда мы смотрели понравившуюся квартиру, директор агентства показывал документы.

Разумеется, документы были липой. Предоставлять жилье Сорокопудов не собирался. На суде обвиняемый готов был признать все и просил об особом, ускоренном рассмотрении дела. В этом случае приговор для него значительно смягчился бы. Его обязали бы выплачивать долги, но сколько бы это продлилось — неизвестно.

Однако потерпевшие выступили против такого порядка. А это значит, что суд будет подробно рассматривать каждый эпизод. Максимум, который светит Михаилу Сорокопудову, — шесть лет лишения свободы. Пока же он на подписке о невыезде и, возможно, продолжает заниматься "коммерческой деятельностью".