Могли ли выжить пассажиры катера?

Как спасали людей с перевернувшегося на Байкале катера "Кальмар"

23 октября из порта Байкал вышел катер, на борту которого было шесть человек. Катер так и не прибыл в пункт назначения - поселок Листвянка. Он попал в снежный заряд, заблудился, а в итоге перевернулся. Между тем расстояние между Листвянкой и портом Байкал незначительное, около 4 км, добраться до пункта назначения пассажиры могли за несколько минут. Спасательная операция, которая была организована после поступления сигнала об инциденте, вызывает очень много вопросов и заставляет усомниться в профессионализме наших спасателей.

Катер был абсолютно безопасен

Как известно, поиски начались в тот же день, однако результата они не достигли. Лишь на второй день катер был найден перевернутым в более чем 20 км от Листвянки, ближе к поселку Танхой, что на другом берегу Байкала. К днищу, которое после аварии оказалось над водой, примерзли умершие от холода женщина и трехлетняя девочка, а также едва живой, весь обмороженный капитан катера, узбек. Остальные пассажиры утонули. Их поиск был прекращен 27 октября.

Известно, что катер "Кальмар" имеет очень хорошие показатели. Его можно безопасно эксплуатировать в экстремальных условиях. Он очень дорогой, приспособлен для поездок на дальние расстояния, развивает хорошую скорость. Бак рассчитан на 500 литров топлива. Двигатель и электроника на катере японские, сама лодка из Санкт-Петербурга.

— Для меня непонятно, что произошло на воде. Просто необъяснимо, ведь это абсолютно безопасный катер. На скорости 60 км в час можно совершать разворот, — до сих пор недоумевает Евгений Серебренников, человек, не так давно ходивший на этом катере капитаном.

Обязанности капитана в тот роковой день исполнял уроженец Средней Азии, наемный работник Галиб Юсупов, трудившийся у хозяина гостиного двора, где отдыхали погибшие. То, что Юсупов не очень разбирался в навигационных приборах, установленных на катере, не объясняет факта кораблекрушения.

Как супернадежный катер мог перевернуться? Есть версия, что у Галиба Юсупова отобрал руль один из пассажиров. Однозначный ответ смог дать бы сам горе-капитан. Мы дважды пытались поговорить с Юсуповым, навещали его в больнице. Однако, несмотря на то что он чувствует себя гораздо лучше, охотно общается с другими пациентами, с журналистами общаться отказывается категорически.

Как рассказал персонал центра, к нему приходили родственники-узбеки, а теперь ходят знакомые — молодая девушка и мужчина. Кроме того, однажды они ругались на персонал: мол, пускаете к нему всех, журналисты приходят. О трагедии никому в больнице Юсупов ничего не говорит. Слухи ходят, что ему просто запретили что-либо рассказывать.

"Чурка живая"

Существует видеозапись, которую вели во время поисков на спасательном катере МЧС. Первый день поисков проходит на неспокойной воде и безрезультатно. Спасатели еще шутят, когда катер кидает на волнах: "Асфальт какой-то, весь в ухабах..."

После ночевки, утром, спасатели сбивают лед, которым покрыт весь катер.

Судя по всему, спасатели не знают, какое именно судно ищут. Но вот через некоторое время они видят катер, который плавает днищем вверх:

— Не походит даже на это. И винты не такие, подвесной мотор... Это вообще рыбаки...

— Она перевернута.

— Один человек, вижу под бортом!

— Неужто потонули?

— Один головой шевелит... Еще один возле мотора, тот не движется. Вон еще маленький кто-то лежит.

— Ребятенок мертвый!

На оставшегося в живых:

— Чурка! Чурбан!

— Сереги нет...

(Сергей, очевидно, погибший пассажир. Он с женой и дочерью отдыхал в порту Байкал, в гостином дворе. 23 октября его вызвали на службу).

— Чурка живая!..

Выжившего, к которому относятся все ругательства, надо как-то достать.

— Так веревку надо!

— Где веревка? Я же приносил!..

Отдирают выжившего от днища.

Потом выживший узбек кое-как оттаивает в одеяле. Потом босиком бежит по снегу до машины.

"Оперативные уроды"

Именно так в сердцах назвал себя и своих коллег один из спасателей.

— Оперативные уроды! — слышен чей-то голос на видеозаписи. — Почему не пошли сюда? В Танхой шли... Если бы первым рейсом пошли по волне... "На Толстый, на Толстый, на Кадильный". Волна вообще там не была! Сюда гнала!

Куда же должны были идти спасатели?

В Байкальском поисково-спасательном отряде сказали, что руководителем операции были обозначены зоны, где искать. Эти зоны прочесывались. По исходным данным сложно было определить, куда понесло лодку. Было известно направление ветра, исходя из чего предполагаемое направление сноса лодки было обследовано.

"Кто-то вывалился!"

Катер "Валерия" класса "Ярославец" должен с помощью лебедки перевернуть лодку. Когда катер стали поднимать, из него что-то стало падать в воду.

— О! Кто-то вывалился, — отреагировали спасатели.

— Что-то вывалилось, ага.

— О, что-то падает, вроде тент.

— Да это сиденья падают...

Что падает из лодки и почему водолазы не опускаются посмотреть, не выпали ли тела заодно с сиденьями и тентом?

"На Байкале спасатели проводят работы по приведению катера в нормальное положение, чтобы продолжить поиски ненайденных пассажиров. Спасатели предполагают, что их тела могут находиться внутри перевернутого катера", — сказал собеседник агентства Интерфакс. Собеседник — начальник информационно-аналитической службы Байкальского поисково-спасательного отряда Андрей Либе.

Были ли вообще водолазы задействованы на этой спасательной операции?

Этот вопрос мы задали Андрею Либе:

— Тела унесло через весь Байкал. Не зная, где они, не имело смысла искать. Хозяин катера сказал, что отсутствуют спасжилеты, и тела искали еще три дня.

Кто искал пропавших?

Пока "Валерия" переворачивает катер, спасатели беседуют:

— Хотя, по идее, на поиски можно было весь флот дать, который в Листвянке стоит. В Корее наш корабль (имеется в виду сухогруз "Синегорье", получивший пробоину и затонувший в Японском море в тот же день. — Прим. авт.) тонет, там весь флот выскочил, 18 кораблей.

Кто же был командирован на поиски "Кальмара"?

"В операции задействованы спасатели Никольского, Слюдянского и Посольского подразделений Байкальского поисково-спасательного отряда" (Интерфакс).

"На поиски отправились четыре катера байкальского поисково-спасательного отряда. В понедельник поиски в южной части озера Байкал не дали никаких результатов" ("Коммерсант-Хабаровск").

И наконец: "Поиски велись силами Байкальского поисково-спасательного отряда (2 ед. тех., 1 плавсредство, 7 чел.)" (Телеинформ).

"...от МЧС России задействовано 7 человек, 2 единицы техники и 1 плавсредство... " (официальный сайт МЧС России).

Так сколько же плавсредств вышло на поиски? Мы задали этот вопрос Андрею Либе.

— Было задействовано далеко не семь человек, а порядка тридцати. Плавсредств — четыре: два крупных катера, "Мангуст" и "Поиск", и два катера поменьше, аналогичных перевернувшемуся. Более корректную информацию можно получить на сайте БПСО.