Председатель банка пишет научный труд по национальному проекту "Доступное жилье"

Максим Полетаев, председатель Байкальского банка Сбербанка России, проходит стажировку в Германии, в институте экономики и политики, и под руководством профессора Шредера (однофамилец бывшего премьер-министра. - Прим. ред.) заканчивает работу, посвященную жилищным проектам.

В своей работе Полетаев оценивает ситуацию на рынке жилья и сравнивает германский и российский проекты, направленные на обеспечение граждан доступным жильем.

По словам Максима Владимировича, после войны в разрушенной Германии половина семей не имели квартир. Тогда было принято несколько законодательных актов, и за пять лет проблема была решена в принципе, а за десять - в общем. Национальный проект стартовал в Западной Германии в 1950 году, а к 1976-му количество жилья уже превышало количество семей.

Полетаев считает, что немецкая схема кредитования похожа на схему финансирования застройщиков с использованием целевого фондирования средств, внедряемого Сбербанком России. Так, 40% жилья в Германии было построено за счет схемы жилищно-сберегательных касс, которая заключалась в следующем: человек открывает в банке жилищно-накопительный счет, скапливает первоначальный взнос на покупку жилья, а потом получает кредит на 20 лет под низкие проценты. Однако при этом в бюджете Германии были предусмотрены средства на премирование людей, которые открывали жилищно-накопительные счета, - таким образом государство сглаживало потери от инфляции.

Кроме того, основная цель жилищного проекта в Германии заключалась в том, чтобы обеспечить жильем широкие слои населения. И такие кредиты получали только люди с небольшим достатком.

- Мы решаем задачу неправильно - построить как можно больше элитных квартир и обеспечить всех собственным жильем, - говорит Максим Полетаев. - Сорок процентов населения Европы живет в социальном жилье и платит за аренду по государственным расценкам. В России же нет закона об аренде жилья.

Также одной из болевых точек российского нацпроекта Полетаев считает проблему со стройматериалами.

- Узнайте, сколько стоит цемент в мире и сколько на Ангарском цементном заводе, - рекомендует Максим Владимирович. - И это как раз тот вопрос, которым должна озадачиться власть.

На сегодняшний день квартиры в Иркутске стоят так же, как квартиры в отдаленных районах Берлина. И причина этого не только высокие цены на стройматериалы, но и сами строительные компании. По словам Полетаева, нигде в мире не строят по системе долевого участия и нигде не получают согласований в ходе производства работ: "Мы построили три этажа. Не согласуете - так и будет стоять". "Это шантаж и власти, и общества!" - говорит Максим Владимирович.

В настоящее время председатель банка уже подошел к завершению своего научного труда и его последнему разделу "Выводы". С этими выводами он обещал познакомить всех желающих.