Контуженый ветеран или хитрый мошенник?

Шелеховский ветеран намерен судиться из-за оскорблений

Беспрецедентный случай произошел в городе Шелехове. В отношении ветерана войны, 82-летнего Григория Комарова, в декабре 2005 года было заведено уголовное дело. Инвалида I группы, прошедшего войну с 1943-го по 1945 год, обвинили в мошенничестве.

"Ни одна награда не подтвердилась"

Григорий Комаров пользовался всеми льготами Героя Советского Союза, инвалида войны: имел солидную прибавку к пенсии, в 2000 году получил однокомнатную квартиру, позже - машину "Оку". Когда началась тяжба, машина была снята с учета. Председатель Шелеховского совета ветеранов Борис Стронский заподозрил ветерана во лжи и решил выяснить, действительно ли Григорию Комарову принадлежат многочисленные награды.

- Мы несколько раз беседовали с Григорием Комаровым, - рассказывает председатель совета ветеранов г. Шелехова Борис Стронский, бывший сотрудник правоохранительных органов. - Он постоянно путался в фактах, неоднозначно отвечал на поставленные вопросы, и однажды у меня сложилось впечатление, что человек просто врет.

В частности, Григорий Михайлович говорил, что выучился перед войной в Иркутске на летчика, окончил он учебное заведение в звании лейтенанта.

- Мы посовещались, вспомнили, что в те годы лейтенантов у нас не выпускали, а выпускали только сержантов, это была школа мотористов.

Настораживало, что человек абсолютно не помнит, где жил до войны, откуда призывался.

- Однажды пришел в совет ветеранов и сказал, что ему дали орден Богдана Хмельницкого, и удивился, почему мы его не поздравляем.

- А я точно знаю, что таким орденом награждался только высший командный состав. Он ответил, что служил полковником, а в документах он значится как сержант.

В копилке Григория Комарова значится множество других наград: звезда Героя Советского Союза, ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Славы, несколько медалей "За отвагу" и другие награды. Кстати, у пенсионера есть документы не на все награды, а те, которые есть, вызвали подозрение.

Тяжба началась в прошлом году.

- Я отправил запрос в Центральный архив Министерства обороны, - рассказывает председатель ветеранского совета. - Ответ подтвердил наши подозрения. В картотеке учета награждений Комаров Григорий Михайлович не значится. Ордена и медали, имеющиеся у участника войны, по данным Центрального архива Минобороны, принадлежат совершенно другим людям.

Была проведена судебно-техническая экспертиза изъятых у Григория Комарова документов. В результате экспертизы документы были признаны подложными. Таким образом, военный билет, удостоверение инвалида войны, удостоверение инвалида о праве на льготы, орденская книжка, справка ВТЭК фактически могут не принадлежать Григорию Комарову. Следствием также установлено, что ряд документов имеет видимые невооруженным глазом потертости и исправления.

- Может, он воевал вообще не за Советский Союз, - предположил Борис Стронский. - У нас были в городе случаи, когда герой на деле оказался полицаем. Потом он повесился.

Ветеран с лишениями не согласен

Откуда появились награды у участника войны, за что они присваивались, сам инвалид вспомнить не может. Как, впрочем, место службы и местность, где приходилось воевать. Провалы в памяти ветеран объясняет контузией, полученной во время несения службы.

Все обвинения участник войны отрицает.

- Меня на суд даже не пригласили, все решили самостоятельно. Они там проводили какую-то экспертизу, обнаружили, что что-то там подтерто, обвинили, что я переклеил фотографию на военном билете, и еще обнаружили, что на документах печати выдавленные.

Нанесенную обиду прощать участник войны не собирается.

- Мы намерены обжаловать постановление о прекращении уголовного дела по амнистии и вернуть незаконно изъятые документы, а также ту часть пенсии, которую получают инвалиды войны и приравненные к ним лица. Человек он пожилой и сначала согласился на амнистию, а это значит, что он якобы признает вину, - говорит Оксана Мусаева, адвокат Иркутской областной коллегии адвокатов. - А это не так.

Сейчас Григорий Комаров заверил у нотариуса справку ВТЭК, полученную на Украине. Это единственный документ, оставшийся в доме участника войны после изъятия документов. Сдаваться ветеран не собирается.