Игорь Наумов: "Власть должна защищать коренного жителя"

Общественный совет "За развитие Прибайкалья" намерен контролировать ход национальных проектов на местах

Каждый день с экрана телевизора и с передовиц газет россиян знакомят с реализацией приоритетных национальных проектов. Контроль выполнения президентских программ осуществляется достаточно жестко как на федеральном, так и на региональном уровне. Но нигде не говорится, что на уровне муниципалитетов национальные приоритеты буксуют, а ситуация складывается не такая привлекательная, как об этом докладывают местные власти.

В Иркутской области с октября начал работу общественный совет "За развитие Прибайкалья", который основными своими задачами видит контроль за ходом национальных проектов на местах, содействие властям всех уровней и населению в их реализации и разработку программ ускоренного, инновационного развития территорий, отраслей и предприятий. О причинах, побудивших общественность объединиться, а также о ближайших планах совета рассказывает его председатель Игорь Наумов.

- Наша организация объединяет людей, неравнодушных к своей земле, а главное, способных предложить выход из сложившейся критической ситуации, - говорит он. - За чертой крупных городов люди живут в разрухе и нищете последние лет пятнадцать, и это несмотря на то, что экономическая мощь государства неуклонно растет. Для изучения социально-экономических условий на селе мы создали при совете аналитический центр "Форсайт", эксперты которого регулярно работают в районах области, и уже сделали неутешительные выводы.

- Какие именно?

- Среди проблем, волнующих сельское население, чаще всего называют пьянство, наркоманию и преступность. Значит, можно сделать вывод о том, что нацпроект "Здоровье" не работает на районном и поселенческом уровнях. Если бы работал, мы бы не столкнулись с эпидемией токсического гепатита, охватившего ряд территорий.

По проекту "Образование" тоже есть ряд вопросов. Первый: может ли сельская молодежь получить образование? Второй: если даже сможет, вернется ли она в родные пенаты? Разрушена система подготовки кадров для сельского хозяйства, разрушена система преемственности, поэтому поднимать из руин агропромышленный комплекс некому. Задача совета - изменить ситуацию так, чтобы молодые люди из глубинки фактически имели возможность получить среднее, профессиональное и высшее образование, и прежде всего за счет бюджетных средств и средств заинтересованных предприятий, а после - вернуться домой и быть востребованными специалистами. Разумеется, чтобы молодежь вернулась, ей нужно обеспечить комфортные бытовые условия, а это уже цель национального проекта "Доступное и комфортное жилье", в той его части, которая касается малоэтажного домостроения. Сейчас целые поколения несколькими семьями живут в домах, которые построены еще их дедами и прадедами.

Воплощение в жизнь трех предыдущих задач является обязательным условием того, чтобы заработал главный для сельской местности проект - "Агропромышленный комплекс". При отсутствии здоровых, грамотных и обустроенных специалистов он не будет реализован никогда.

- Итак, национальные проекты не работают на селе. В чем причина?

- Районная власть, которой поручено разъяснение смысла, содержания и способов реализации национальных проектов, бездействует. Иначе как объяснить, что большинство селян понятия не имеют о работе Россельхозбанка, который выдает кредиты на развитие хозяйств на самых выгодных условиях? Почему крестьяне ничего не знают о таких основополагающих для нацпроекта вещах, как сельская кооперация? Сейчас трудно себе представить, но в конце 80-х гг. прошлого века хозяйства одного Иркутского района давали городу 100 тонн молока ежедневно, а также 80% овощей, 40% картофеля, 17% мясной и молочной продукции от общего областного вала. Впечатляет? Этими объемами область была обязана в том числе личным подсобным хозяйствам.

Отказывать в поддержке фермеру - это одно, но саботировать национальный проект - это другое. По ряду поселений у нас сложилось впечатление, что интересы российского государства вымываются и подменяются интересами коррумпированных чиновников и связанных с ними недобросовестных предпринимателей. Мало того, Россия в прямом смысле теряет территории, потому что муниципальные власти закрывают глаза на агрессию иностранцев, захватывающих земли русских крестьян.

- Каким образом совет будет менять ситуацию?

- Современной экономической науке известны методы инновационного развития территорий - такие проекты заказывают в основном научные коллективы, прогрессивно мыслящая власть и заинтересованные бизнес-группы. Мы хотим стать пионерами и пригласить к разработке программы интенсивного развития территорий само население, потому что люди, которые всю жизнь живут на этой земле, знают ее лучше всех. Они-то и должны быть главной заинтересованной стороной, заказчиками этой программы. Это значит, что коренное население само должно конструировать будущее для себя и своих детей. Наша организация выступит как посредник и советчик. Мы уже работаем в этом направлении с кафедрой экономики ИГУ и научно-методологическим объединением "Форсайт", которым руководит доктор экономических наук Надежда Калюжнова . Уверен, что руководство региона также выражает заинтересованность в разработке подобных программ применительно к Прибайкалью. Однако как ни энергична областная власть, она не сможет заглянуть в каждую деревню, в каждый огород.

Мы предлагаем самое разумное решение: население должно выступить заказчиком разработки долгосрочной программы ускоренного развития района, стать соучастником ее формирования, а затем и реализовать ее.

- А если местные князьки не захотят сдавать свои позиции?

- Любая власть должна соблюдать интересы государства даже на территории очень маленького поселения, должна защищать коренного жителя - альтернативы здесь быть не может. Власть должна быть эффективной и понятной населению. В этом случае мы самые заинтересованные помощники власти. Если же власть не справляется со своими функциями, население должно само сделать выбор: ждать, терпеть или действовать и добиваться результатов.

Мы предлагаем действовать!