В городской транспорт возвращаются компостеры

В Иркутске с первого ноября зайцев будут ловить контролеры

Сегодня они еще выходят на маршруты — каждое утро в пять часов на 54 троллейбусах Иркутска работают посменно всего более 150 кондукторов. Но все они уже ознакомлены с приказом от 29 сентября по МУП Горэлектротрас о том, что их должность подлежит сокращению. В новом году 300 иркутских кондукторов трамваев и троллейбусов останутся без работы.

Цех контролеров работает в Иркутске с 1996 года. Несмотря на бытующее представление о большой текучке на этой изматывающей работе, большая часть штата давно устоялась, есть даже ветераны, которые работают с первого дня. В основном это, конечно, женщины среднего и предпенсионного возраста, однако есть и молодежь — это по большей части приезжие иногородние, для которых эта работа служит стартовой площадкой, и они, найдя более престижную работу, со временем уходят. Вообще же эту работу называют спасением для людей без специальности — контролер за месяц работы за полный рабочий день получал немногим более пяти тысяч рублей в месяц. До осени этого года в Иркутске было 309 кондукторов — 142 на трамвайных линиях и 167 на троллейбусных маршрутах.

Начальник цеха контролеров Светлана Пригожаева рассказала, что слухи о сокращении кондукторов ходили давно:

— Кондукторы, как ни странно, узнали об этом от самих пассажиров — они ведь работают везде, в том числе и в администрации, сотрудники которой ведь тоже встречаются в троллейбусах.

На неделе МУП Горэлектротранс объявил о создании службы контролеров численностью порядка полутора сотен единиц. Они будут проверять билеты не в одном салоне общественного транспорта, а выборочно, во многих, кочуя в течение дня по троллейбусам и автобусам. По словам начальника отдела контрольной службы Ольги Поповой, в СМИ дали объявления о наборе на работу, сейчас приходят люди, заполняют анкеты, проходит первичный отсев.

— На сегодняшний день к нам обратилось более двадцати человек. Странно, но кондукторы в контролеры почти не идут — пришли всего два человека. Я не понимаю, почему так происходит. Возможно, люди хотят три месяца просидеть на пособии и только потом устраиваться на работу, — прокомментировала ситуацию Ольга Викторовна. — Мы не можем ждать кондукторов. Уже с 1 ноября планируется выпустить на маршруты первые бригады контролеров.

По словам Ольги Поповой, людей берут в полноценные штатные единицы с полным социальным пакетом. Первоначально предполагается, что зарплата составит шесть тысяч рублей. Полторы сотни контролеров будут поделены на бригады, работающие посменно по восемь часов. В целях безопасности на маршрутах люди будут работать группами по два-три человека. Штрафные санкции, которые контролеры будут применять к зайцам, еще не оговаривались.