Усть-илимские предприниматели выкупали собственные иномарки у угонщиков

За год своей преступной деятельности усть-илимская преступная группа угнала 11 дорогих иномарок и собрала с владельцев автомобилей несколько сот тысяч рублей.

Водка, наркота, угоны

Александр Богданович начал собирать помощников для угонов в сентябре 2004 года. От природы наглый и беспринципный, Богданович еще в 90-х годах привлекался к уголовной ответственности за вымогательство денег у предпринимателей.

- Являясь членом преступной группы, он контролировал поставки спирта в город. Контролировал и лиц, занимавшихся изготовлением и реализацией фальсифицированной водки. Имелся у Александра Богдановича и опыт поставки наркотиков, - рассказывает Сергей Князев, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью.

В Усть-Илимске преступник себя чувствовал достаточно свободно. В области он в свое время отбывал наказание, оброс связями. В постановке группы на прочную основу ему помогли приятели, с которыми он познакомился на зоне и которые, освободившись, занимали в криминальном мире города не последнее место.

Богданович чувствовал себя хозяином города, благополучно разъезжал по Усть-Илимску на своей машине "Тойота-Ленд-Крузер" без номеров.

К подбору кадров организатор преступной группировки подходил ответственно. Каждого нового члена проверял на прочность и профпригодность. Отдельно взятый участник криминального альянса был штучным специалистом и исполнял строго определенные обязанности. К примеру, правая рука Богдановича Алексей Арсентьев проникал в автомобили, отключал сигнализацию и отгонял транспорт к месту укрытия. Всем премудростям отключения сигналки и снятия блокировки Арсентьева учили на братских авторазборках, куда Богданович лично возил Алексея. Незаменимым в своем деле был и Дмитрий Смольянинов. Будучи отменным газосварщиком, Смольянинов лихо вырезал замки на гаражных воротах. Двое других молодых людей больше оставались в тени, но также были незаменимы. Такое вот бандитское разделение труда.

В банду подбирались люди с проблемами

Арсентьев - единственный из группы, кто сейчас находится под стражей, в камере. Он один не согласился помочь следствию. Остальные на подписке о невыезде, поскольку предпочли идти навстречу оперативникам, не строя следствию препон.

Алексей ни в чем не нуждался, его содержали родители, в распоряжении молодого человека всегда были автомобиль и необходимая сумма денег. Ему мешало лишь одно: отсутствие независимости. Когда Алексею стали доверять участники группы и сам организатор, ощущение собственного веса в преступном коллективе вскружило парню голову. Арсентьев же был нужен Богдановичу в качестве посредника между ним и его отцом, сотрудником правоохранительных органов города. Главарь предполагал, что семейные связи Алексея в будущем помогут разрулить какие-либо конфликты.

Менее благополучными были другие члены преступной группы. Богданович целенаправленно подбирал кадры, что называется, с проблемами. В его команде оказывались люди без постоянного жилья и средств к существованию. Богданович купил в пригороде Усть-Илимска дачу, где временно проживали его соучастники, не имевшие крыши над головой. На эту же дачу преступники сгоняли угнанные машины. В дальнейшем они собирались строить там гаражи. А еще хотели заняться лесом.

Вербовка в преступную группировку проходила медленно, вкрадчиво - незаметно для новичков. Для начала молодым ребятам ничего не говорили. Потом брали на дело - посмотреть, "для интереса". Так они нехотя оказывались втянутыми в преступную группировку.

Размер выкупа определялся маркой автомобиля

Для владельцев иномарок угонщики назначали вполне скромный выкуп, при этом они учитывали стоимость машин и статус предпринимателей, их достаток. Как правило, преступники запрашивали 60-80 тысяч в зависимости от марки машины.

Угнав очередной автомобиль, угонщики затихали, затаивались. Сами они редко бывали инициаторами переговоров. Звонков с угрозами богдановцы себе не позволяли. Им и не нужно было светиться - на преступников владельцы угнанных автомобилей выходили самостоятельно. Потерпевшие обращались в милицию, писали заявления об угоне. А через какое-то время, не видя результатов в раскрытии дела, обращались к своим знакомым, ища поддержки. Рано или поздно их выводили на людей Богдановича.

Дело оставалось за малым. Назначались время и место, где оставлялись автомобиль и деньги. На встречу Богданович отправлял посредника. Схема была достаточно проста и отработана до автоматизма. Часть вырученных денег тратилась на нужды членов группы, на подготовку новых преступлений, часть организатор забирал себе.

Позже владельцы автомобилей сообщали сотрудникам милиции, что машина нашлась. Рассказывали об удавшихся самостоятельных поисках машины. Но о выкупе не упоминали.

- Мы понимали, что они откупились от угонщиков, пытались убедить пострадавших рассказать обо всем. Но те все отрицали. Только в процессе следствия владельцы угнанного и якобы самостоятельно найденного транспорта стали давать признательные показания, - рассказывает Галина Степанова, старший следователь по особо важным делам СО-1 следственной части Главного следственного управления при ГУВД области.

Нарушили бандитские правила

Обычно жертвами угонщиков становились водители, неосмотрительно оставившие свои машины у входа в офисы, банки, магазины.

Так, машину одного бизнесмена преступники заприметили у входа в банк. В банке предприниматель снял крупную сумму денег и поехал домой. За ним по пятам следовали богдановцы. Они пасли его до гаража, откуда потом и увели автомобиль.

В числе угнанных автомобилей оказался КамАЗ, принадлежащий одному из подразделений ГУФСИН РФ. Водитель лесовоза, оставив машину, зашел в торговый павильон. Воспользовавшись возможностью, преступники угнали грузовой автомобиль в Братск, на СТО. Правда, получить выкуп за КамАЗ преступникам так и не удалось.

Спустя месяц после похищения КамАЗа участники команды Богдановича были арестованы. Сам организатор успел скрыться.

Глупо предполагать, что Богданович организовал группу самостоятельно. Не секрет, что в любом городе существует разделение сфер влияния. Кто-то занимается угонами, кто-то наркотиками. Александру Богдановичу просто поручили быть ответственным за угон транспорта. При этом предполагалось, что будут угоняться иномарки из неохраняемых мест, небрежно оставленные своими хозяевами без присмотра.

Но Богданович проявил самостоятельность. Выслеживая автомобиль, угонщики знали, в каком гараже находится приглянувшаяся им машина. Они стали угонять транспорт прямо из гаражей, оставляя массу нежелательных следов. На этом, по мнению следователей, Богданович и засыпался.

После того как главаря объявили в розыск, он еще два месяца оставался в городе. И уже год Богдановича ищут по всей России. Пока поиски не принесли результата.

Фамилии героев материала изменены.