Церетели пожелал выставиться в Иркутске
Иркутяне смогут увидеть картины великих русских художников
Уникальная всероссийская выставка "Графика — ХХ—ХХI вв." открывается сегодня в Иркутском областном художественном музее. Более пятисот редких произведений классиков российского изобразительного искусства, таких как Фаворский, Епифанов, Церетели, Кибрик и др., смогут впервые увидеть иркутяне. И впервые выставка подобного уровня проводится за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Как говорят специалисты, ничего подобного не было и навряд ли в скором времени произойдет.
В рамках Дней русской духовности и культуры по решению Союза художников России именно в Иркутске проходит уникальная выставка.
Рассказывает Александр Муравьев, председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России:
— Это целое событие не только в культурной жизни Иркутска, но и всей России. На выставке собраны редчайшие произведения как классиков российского изобразительного искусства, так и овременных мастеров. Уникальна выставка еще и тем, что помимо картин, вошедших в историю искусств, здесь впервые будут выставлены редчайшие произведения из частных коллекций, неповторимые, единичные работы, а также картины некоторых художников ХIХ века. Мы проделали колоссальную работу, собирая экспонаты по всей России.
Чтобы иркутский зритель смог понять всю уникальность, сложность и неповторимость экспонируемых работ, в течение нескольких дней в зале музея будет работать литографический станок; практически все виды сложнейшей печатной и уникальной неповторимой техники — карандаш, уголь, гуашь, акварель, виртуозная техника литографии, линогравюры, офорта — будут демонстрироваться в музее. Некоторые экспонаты выставки уникальны еще и тем, что их невозможно воспроизвести; сложнейшие виды техники, тонкая работа с материалом делают итоговую работу неповторимой.
— Материал для художника — это часть творчества. Если к материалу относиться с пониманием и душой, он раскроется и позволит мастеру создать настоящий шедевр, а на нашей выставке практически все работы являются шедеврами, — утверждает Александр Муравьев.
Работы прославленного скульптора и художника Зураба Церетели также будут представлены в Иркутске.
— Узнав о готовящейся у нас выставке, Зураб Константинович позвонил в Союз художников и попросил разрешения на участие, — продолжает Александр Муравьев. — На выставке представлены несколько его работ из цикла "Грузинские мотивы", сделанные методом шелкографии в 2005 году. Работы очень интересны, во-первых, потому, что они редки для Церетели. Дело в том, что графика — это первая любовь любого художника, многие начинают именно с рисования карандашом. Зураб Константинович, несмотря на свой почтенный возраст, полон творческих сил. И неудивительно, что еще в прошлом году он вернулся к тому, с чего обычно начинают. Его энергии хватит на сотни молодых, поэтому его работы, как всегда, очень эмоциональны и энергичны. Поражает его разноплановость. "Грузинские мотивы" — это и воспоминания, и автобиография, и жизнь художника.
Но не только масштабы выставки привлекли художника. В планах у Зураба Церетели создать в Иркутске памятник. Правда, что это будет, пока никто не знает. Но как отмечают искусствоведы, наверняка что-то очень экспрессивное и масштабное. Когда же памятник появится в Иркутске, затрудняется ответить и сам Церетели, ведь большую часть времени он проводит за рубежом, участвуя в различных выставках.
Александр Муравьев отмечает, что в последнее время интерес к графической живописи стал падать.
— Еще несколько десятилетий назад графика пользовалась огромной популярностью, практически в каждом доме можно было увидеть маленькую литографию или графический рисунок, — рассказывает Александр Муравьев. — Сегодня все немного изменилось, но это никак не умаляет достоинства такой живописи.
Поэтому главная задача выставки — возрождение интереса к графике. И не случайно для этого выбран Иркутск. По мнению многих современных художников, которые сегодня будут открывать выставку, иркутяне всегда очень тонко чувствуют искусство, а настоящая живопись обязательно найдет здесь своего зрителя.