Станет ли жилье доступным?

В свете того что задача по умножению, прирастанию и увеличению населения нашей страны президентом объявлена наи-главнейшей, во всю мощь своих драгоценных квадратных метров перед страной встал он - квартирный вопрос. В Иркутской области проблема приобретения квартиры, будь то новостройка или вторичный рынок, усугубилась еще и тем, что строительный рынок поспевать за спросом не торопился. Строительство новых домов практически не велось, а если же и строилась "кубатура", то большинству жителей Приангарья новые квартиры были не по карману. Да и построенные в доперестроечное время жилища не очень-то отставали в цене от "новопостроенных собратьев". Поэтому для многих иркутян собственный угол оставался несбыточной мечтой.

Выход там же, где и вход

Казалось, выход был один: строить, строить и еще раз строить. Тут весьма удачно подоспел и национальный проект "Доступное жилье", который и придуман был с тем прицелом, чтобы хоть через раз, но небольшой кусочек жилплощади россияне получить смогли. В регионах даже пытаются привить ипотеку, но экзотическое слово (да и дело) на российской земле приобретало формы весьма своеобразные...

Но тем не менее дело с мертвой точки все-таки сдвинулось. Иркутск может служить тому примером - сегодня в городе строительных площадок на порядок больше, чем во все предыдущие годы, вместе взятые. Тем более что и мэрия - чего с ней не случалось за все предыдущие годы - объявила о ведущемся уже строительстве сразу двух новых городских микрорайонов, где цены за квадрат не будут превышать 11 тыс. рублей. Казалось, можно было чуть выдохнуть, в том числе и строителям, и власти, и предполагаемым покупателям.

Удар. Еще удар

Однако получилось так, что удар под дых иркутские зодчие, а за ними следом и покупатели словили там, где совсем его не ожидали.

Маленькое отступление: строители профессиональные и те, кто решил на даче дом подправить, знают, что дело со стройматериалами в Иркутской области обстоит не очень - прямо скажем, иногда просто кирдык. Кирпич облицовочный везут из Красноярска, арматуру - из Западной Сибири, гипсокартон и отделочные смести тоже "таскают" из других регионов. Один цемент оставался "родным" материалом.

Однако и это оказалось ненадолго. В середине июня цены на квартиры в иркутских новостройках поползли вверх, как на дрожжах. Оказалось, что отпускная цена важного строительного материала, цемента, не только увеличилась за последние годы в два с лишним раза - его стало элементарно не хватать. Городские строители даже обратились с открытым письмом к главе региона, в котором без обходных маневров назвали ситуацию на рынке стройматериалов, в частности это касалось цемента и арматуры, буквально монопольным беспределом. И для резких высказываний имелось достаточно оснований.

Ситуацию на цементном рынке региона усугубляло два фактора. Первый - производитель цемента в регионе, Ангарский цементно-горный комбинат, является в области фактическим производственником-монополистом. Второй, он же решающий, - вот уже более двух лет ангарское предприятие находится под контролем рейдеров. И эти два момента привели к тому, что Байкальская региональной ассоциация строителей спрогнозировала, что в 2007 году рост цен в Сибирском округе может составить порядка 25-30%, в том числе из-за скачка цен на цемент. Остается добавить, что в СФО рынок цемента, точнее, его 59%, контролирует кемеровская компания "Сибирский цемент".

А кто это у нас там, в красном углу?

И непосредственно "Сибирский цемент" обосновался вольготно на Ангарском цементном заводе. Владея при этом всего лишь 45% акций предприятия.

Думается, красноярские строители могли бы не только посочувствовать иркутским, но и рассказать им много интересного. Им с методами управления "Сибирского цемента" пришлось столкнуться чуть раньше - после того, как кемеровчане приобрели Красноярский цемзавод.

Ситуация на ангарском же цементном предприятии усугубилась еще и тем, что "Сибирский цемент" угнездился там практически на птичьих правах. У завода есть еще и другой, основной, владелец - новосибирский РАТМ, но до управления предприятием кемеровчане новосибирцев не допустили. Используя при этом мутные судебные решения, фальсификацию отчетных документов и попросту силовой контроль над предприятием.

Отложить нельзя, рассмотреть

Дело дошло до того, что судьба цементной отрасли в Сибирском регионе привлекла внимание Государственной думы РФ. Заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Олег Шеин обратился с депутатским запросом к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой рассмотреть возможность проведения прокурорской проверки ситуации в СФО во избежание эскалации социальной напряженности в регионе.

Депутат отмечает, что монопольная политика "Сибирского цемента" уже негативно сказалась на строительном бизнесе Красноярского края. Кроме того, вызывает обеспокоенность и агрессивная политика кемеровской компании в вопросе слияний и поглощений.

Особенно тяжело, по мнению депутата, обстоят дела с Ангарскцементом. Приводится информацию о том, что "ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" более полутора лет контролируется холдингом "Сибирский цемент" в условиях корпоративного конфликта с группой РАТМ.

"Так, - отмечает Олег Шеин, - осенью 2004 года группа РАТМ приобрела 50,52% акций Ангарского цементного завода. "Сибирский цемент" стал владельцем 45% акций. Однако вскоре кемеровская компания фактически в обход основных акционеров провела собственное собрание акционеров, избрала подконтрольный совет директоров и назначила своего управляющего. Группа РАТМ обжаловала действия партнеров в арбитражном суде Иркутской области, который в трех инстанциях признал действия "Сибирского цемента" недействительными. Группа РАТМ провела новое собрание акционеров и избрала гендиректором Николая Фоменко. Он был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), получил печать предприятия и право управлять счетами".

Депутата удивляет, что даже вмешательство закона не поставило точки в затянувшемся корпоративном конфликте. "Тем не менее ряд СМИ сообщают, - пишет Шеин, - что новый директор просто физически не допускается на свое новое рабочее место: дорогу ему преграждает вооруженная охрана. Параллельно с тяжбой за контроль над предприятием произошел новый инцидент. В мае 2005 года в результате мошенничества с использованием фальсифицированных судебных решений акционеры, входящие в группу компаний РАТМ, были лишены контрольного пакета акций ОАО Ангарскцемент. Прокуратура подтвердила факт хищения 2,17% акций, возбудила уголовное дело и в его рамках признала РАТМ потерпевшей. Следствие ведется до сих пор".

"Выкрученцы"

Мнение о ситуации на рынке цемента в крупных строительных компаниях Приангарья за последние два месяца тоже изменилось. В начале лета на имя первого лица области строители направили гневное письмо, в котором говорилось, что поведение на рынке стройматериалов фактических монополистов ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" и производителя арматуры - Запсиба - практически обездвиживает строительную отрасль.

По крайней мере в трех крупнейших строительных фирмах Иркутска ситуацию вокруг Ангарскцемента в данный момент обсуждать фактически отказались. "Комментировать для прессы не будем - так ответили в компании, чьи квартиры, судя по рекламе, покупают итальянцы, - такова наша внутренняя политика". Примерно то же самое можно было услышать и от других. При этом несколько раз было приватно добавлено, что после резких выпадов против "цементного выкручивания рук" их, эти самые руки, выкрутили еще сильнее, - цены на цемент поднялись на 10%. Поэтому сейчас гневные обличения строители предпочитают держать при себе. Видимо, опасаются, что руки совсем из суставов выдернут.

С другой стороны, если принять во внимание то, что сейчас с Ангарскцемента выведены практически все мощности, включая цеха, оборудование, здание заводоуправления и землю, то жить Ангарскцементу под эгидой кемеровчан осталось недолго. Буквально последние дни. И вскоре успешный еще два года назад комбинат будет объявлен банкротом.

Также на Ангарскцементе сейчас висит двухмиллионный долларовый кредит, в активе же всего лишь три квартиры. По мнению сторонних наблюдателей конфликта, на Ангарском цементном заводе сейчас все идет к тому, что выскребаются последние крохи, а то, что останется после "успешного" управления предприятием "Сибирским цементом", и будет отдано на откуп кредиторам. А цемент иркутские строители будут покупать в Китае, например.

Проект "Доступное жилье" в нашей стране объявлен приоритетным. Президентом объявлен. И вроде бы с инициативой встречен на местах. Но в Иркутской области это самое жилье при таких вывертах и гримасах цементного рынка доступным станет вряд ли.