О чем говорят украшения из минералов

Сибирские самоцветы и цветные полудрагоценные камни необычайно популярны во всем мире в качестве украшений

Украшать ювелирные изделия драгоценными камнями люди начали очень давно. При этом в основном ценился только цвет. Драгоценные камни радовали глаз, им приписывали магическую силу, целебные свойства. Уже гораздо позже, в XIX в., драгоценные камни начинают ценить за их истинные качества: твердость, чистоту и размеры. И в нашем веке интерес к заманчивым камушкам не проходит. Что же касается предпочтения наших потребителей сегодня, то они явно смещены в сторону бриллиантов — друзей девушек, в том числе и синтетических, когда во всем мире все больше начинают цениться природные камни естественного происхождения.

Драгоценные или полу...?

Деление камней на драгоценные и полудрагоценные достаточно относительное. Государство ввело такое распределение больше для удобства реализации.

Драгоценными камнями считаются алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит, имеющие природное происхождение. Определяющим критерием является твердость. Так, самые твердые камни — алмаз и рубин. По 10-балльной шкале их твердость равна 9—10. Дальше идут сапфир и изумруд.

90% нашей ювелирной промышленности — это массовое производство. Изделия идут поточные, выполненные по определенным стандартам, предназначенные для широкого потребления. И в них, как правило, большинство ювелирных вставок — недорогие камни зарубежного происхождения, синтетические либо имитация.

  • Сегодня украшения с поделочными камнями — не конкурент изделиям многочисленных ювелирных салонов. В силу нашего менталитета в сознании простого российского потребителя сложилось устойчивое представление, что настоящие бриллианты, пусть даже крохотные и не очень хорошего качества, — это престиж, богатство, показатель высокой ниши, занимаемой в обществе. Вкладывать деньги в драгоценности всегда считалось надежным. А вот самоцветы — это непрестижно и недорого. Европейские потребители думают иначе и стараются пополнить свою коллекцию украшениями из природных самоцветов, так как они и являются настоящей роскошью в силу своей эксклюзивности, в отличие от растиражированных бриллиантов, в том числе и синтетических.

Камни давно научились хорошо синтезировать (тепловая обработка, прессование, подкрашивание, добавление смол и т. д.). Поэтому грани постепенно стираются. Уже не так важен вопрос, натуральный камень или нет. Более того, без геммологической экспертизы непрофессионал не отличит оригинал от подделки. Остается только личное отношение, предпочтение, вкус и, наконец, возможности: будут это роскошные бриллианты, симпатичные фианиты или чудесные сибирские самоцветы.

Чем блестят ювелирные витрины Иркутска

В наших ювелирных салонах можно встретить различные камни самого разного происхождения. Из натуральных: мелкие алмазы, голубые топазы (цвет закрепился именно голубой, хотя в природе не только такой), аметисты (в основном мелкие, привезенные из Юго-Восточной Азии), хризолит, мелкий гранат, не очень качественные облагороженные рубины и сапфиры, бирюза или ее имитация (минерал говлит, пропитанный смолами и красителем) и так далее. И все это не считая синтетики.

Есть камни "нашего" происхождения: уральские рубины и изумруды, алмазы и хромдиопсид (более мягкий и прозрачный аналог изумруда) из Якутии, поделочные камни Восточной Сибири (более 200 названий).

Среди зарубежных стран — поставщиков таких камней: Бразилия, Индия, Бирма и Таиланд (центр по обработке недорогих камней, как правило мелких либо низкого качества). В ювелирной промышленности предусмотрена переработка такой продукции с максимальным выходом: камни мельчат, изделия с крупными камнями делают нечасто. Для массового фабричного производства это невыгодно.

А вот к поделочным камням, напротив, подход иной. В России поделочными именуют полупрозрачные и непрозрачные минералы и горные породы с основной огранкой — кабошон (выпуклая полусфера). Создание украшений из них — тонкая ручная работа. И ценят ее только истинные любители высокого искусства. Это настоящие художественные произведения — как картины, великолепные музейные экспонаты. Ими любуются, восхищаются. Своей самобытностью они особенно привлекают заезжих туристов. Порой, чтобы передать всю красоту самоцвета в разрезе, мастера максимально сохраняют размер камня. Получается, что дело непрактичное: выход маленький, вложения большие и покупательская способность невысокая. Потому-то и немного в продаже украшений с хорошо обработанными поделочными камнями.

На спрос влияет и образованность населения. Самой заинтересованной в такого рода продукции всегда была интеллигенция — люди богемы, творческие личности. В советские времена уровень жизни той же интеллигенции был достаточно низкий. Однако в последнее время наблюдается другая тенденция: покупательская способность медленно, но растет.

Ценность драгоценности

Возникает парадоксальная ситуация: лучшие самоцветы добывают в Восточной Сибири: север Байкала — аквамарин, юг Байкала — лазурит, Слюдянка — апатит, Чита — турмалин, чароит, он вообще больше нигде не "растет", кроме как на реке Чаре... Но в готовых изделиях их практически не продают, обычно реализуя в виде полуфабриката. Натуральный камень, к примеру, охотно покупают российские церкви для обрамления икон и крестов.

Зато у нас много дорогой бижутерии, металла и низкосортного камня. На Западе же многие самоцветы стоят баснословно. Например, яшма очень дорога, т. к. там ее не добывают. Или турмалин — любимейший камень западных эстетов. Там он гораздо популярнее, чем у нас бриллианты. Иногда, кстати, классический бриллиант по своему качеству проигрывает самоцвету. Или он бывает настолько незначителен в своих размерах, что практически не несет никакой функции в украшении.

Цена цветного камня зависит от его дефицитности (турмалин, яшма) и индивидуальности (в природе не бывает двух одинаковых камней — каждый уникален по-своему). И, конечно, играет свою роль и качественная характеристика: твердость, цвет, чистота, размеры, огранка. Немаловажно и то, как камень доставался. Был это длительный трудоемкий процесс или счастливая случайность — дедушкино наследство.

Мода на крупные цветные камушки

Восточная привычка носить много украшений стала сегодня модной. Россыпи, грозди, гирлянды помогут создать яркий, неповторимый образ. Опять же, если помнить про чувство меры... Главная модная тенденция сегодня — гарнитуры с крупными цветными камнями, которые могут сочетаться с классическими бриллиантами и жемчугом.

Современные дизайнеры охотно используют этнические сюжеты (орнаменты с греческими мотивами), сплетения и решетки с бриллиантами и цветными камнями, природные зарисовки (цветы, капельки, бабочки). Популярное золото традиционного цвета идеально оттеняет красоту цветных камней. Даже бриллианты все больше используют разноцветные: голубые, желтые, розовые и черные.

Эту тенденцию копирует и бижутерия: кольца и браслеты украшают цветными стразами, имитирующими драгоценности. Если говорить о цветовой гамме, то в моде смешение ярко-красного, оранжевого, ярко-зеленого и желтого цветов. В почете и темные приглушенные тона: грязно-голубой, жемчужно-серый, темно-зеленый.

Главное, чтобы цвет украшения соответствовал цвету наряда. Большой интерес к минералам объясняется их защитными свойствами. Многие чтят традицию предков — всегда иметь при себе сильный талисман-оберег.

Натираем до алмазного блеска

— Специалисты рекомендуют чистить украшения не менее одного раза в месяц, регулярно протирать фланелевой или замшевой салфеткой;

— золотые изделия с твердыми камнями (бриллиант, сапфир, рубин, топаз, аквамарин) чистят в растворе стирального порошка мягкой щеткой, а затем промывают в дистиллированной воде. Также на некоторое время украшения можно погрузить в подогретый раствор следующего состава: 120 г соды, 50 г хлорной извести, 30 г соли и 0,5 л воды. Для чистки бриллиантов подходят аммиак и обычная водка;

— для изделий с более мягкими камнями (бирюза, опал, малахит, лунный камень) следует использовать мыльный раствор;

— чтобы убрать пыль из-под камня в перстне, смочите ватную палочку в одеколоне, глицерине и аккуратно протрите камень и оправу. Потом отполируйте кольцо кусочком фланели или замши;

— любое украшение с камнями, кроме жемчуга (любит влагу), после чистки лучше всего высушить чистым этиловым спиртом или вытереть насухо;

Справка "СМ Номер один"

В истории известно много классификаций драгоценных камней. Одни тесно связаны с астрологией и магией, другие с эстетическими и декоративными свойствами, а также со вкусами и обычаями своего времени. К драгоценным камням относили все прозрачные разновидности минералов, а к полудрагоценным все непрозрачные. Часто понятие "драгоценные камни" включало только алмаз, рубин, сапфир и изумруд.

В 1920 г. значительную классификацию камней представил А.Е.Ферсман. За основу он принял критерий ценности минералов, редкость и наблюдаемые в обществе тенденции пристрастия к камням. Специфическую концепцию классификации минералов естественного происхождения представил А.Я.Цюрюпа, который впервые попытался связать физико-механические и оптические свойства минералов (твердость, прозрачность, цвет), а также их декоративные особенности с возможностью технологической обработки. О сложности проблемы говорит то, что до сих пор не удалось разработать одной ясной классификации, которая учитывала бы все важные факторы в целом.

  • Синтетическим аналогом называется камень, который получен в лаборатории, но имеет химический состав, кристаллическую решетку и оптические свойства, как у драгоценного (корунд — сапфир).

    Имитацией называется камень, который только по внешнему виду похож на тот или иной камень, но отличается от него химическим составом и физическими свойствами (бриллиант — фианит).