За 2006 год в иркутской области исчезло 48 человек

Пропавших без вести могут эксплуатировать как секс-рабов и вовлекать в секты

За последний год в Иркутской области было объявлено без вести пропавшими 1274 человека. Большую часть из них нашли, однако до сих пор не удается обнаружить 48 человек, которые ушли из дома в магазин, на работу, на прогулку, да так и не вернулись.

Потерянные старики и старушки

Большую группу бесследно исчезнувших людей составляют пожилые люди и люди, страдающие серьезными заболеваниями. Это определенная группа риска.

Около двух недель назад жители предместья Марата заметили, как по улицам скитается неприкаянная старушка в халате и тапочках. Бабушка бродила бесцельно, что-то невнятно бормотала под нос. Люди, обратившие внимание на состояние женщины, позвонили в милицию. Сотрудники органов выяснили, что женщина ничего не помнит — ни имени, ни адреса, в памяти сохранилось лишь имя родной сестры — Тамара. Работники скорой помощи отказались забирать женщину в больницу и даже не приехали ее осмотреть — пусть, мол, сначала отыщутся родственники. Часовая беседа с сотрудниками уголовного розыска дала положительный результат — старушке удалось вспомнить фамилию. Далее в адресном бюро удалось узнать и адрес женщины. А еще через час по местному каналу о ней вышел сюжет. Бабушка благополучно вернулась домой к родным.

Но не все истории имеют такой положительный исход, многие люди с отклонениями теряются в пространстве и времени, перестают понимать, кто они есть, их находят на вокзалах, в электричках, все они едут, сами не зная куда. Затерянные души снимают с поездов и помещают под придуманными фамилиями в лечебницы. Так, иркутянка разыскивала свою шестидесятилетнюю мать, которая ушла из дома и длительное время не возвращалась. Через час после того, как в эфире местной телекомпании показали фотографию бабушки и обозначили ее приметы, в милицию позвонила медсестра областной иркутской больницы. Оказалось, что старушка попала в аварию и в тяжелом состоянии поступила в медучреждение.

Похитители детей

Среди тех, кого ищет милиция, большое количество детей из детских домов, приютов, интернатов. Как раз осенью или весной у многих из них обостряются психические заболевания, возникают вспышки сезонной страсти к бродяжничеству и побегам. В милиции таких детей называют бегунками. Ребята уходят погулять, посмотреть город, часто живут в лесу, скитаются по рыночным и вокзальным площадям. Как правило, они возвращаются в родные пенаты самостоятельно. В 2005 году в Куйбышевском РОВД г. Иркутска подали в розыск на 59 детей, так и не найдены 2 ребенка. В этом году всего в розыске числилось 23 ребенка, 20 из них нашли. Трое несовершеннолетних до сих пор в списке без вести пропавших.

Случается и так, что детей просто похищают. Так, 10 августа в Иркутске пропала девочка. Мать-наркоманка поручила соседке присмотреть за трехлетней дочерью. Женщина время от времени ее выручала, сидела с ребенком. В тот день, несмотря на новые обязанности, няня вместе с ребенком отправилась в магазин за бутылкой, по дороге познакомилась с женщиной и пригласила ее составить компанию. Выпили, легли отдохнуть. Когда женщина проснулась, ни гостьи, ни ребенка в доме не было. Мать в милиции соврала — сказала, что потеряла ребенка возле продуктового павильона, ни о какой соседке-няне не упомянула. Милиция сутки искала девочку. Потом мать испугалась и призналась, что дала ложные показания. И уже через три часа ребенка нашли на жд вокзале. Внимание милиции привлек круг людей, в центре которого танцевала маленькая девочка. Толпа умилялась и аплодировала. Вскоре поблизости нашли и похитительницу ребенка, жительницу Красноярска, приехавшую в Иркутск на попутках. Она объяснила, что хотела показать ребенку город. Сейчас проводится экспертиза на психическую адекватность этой женщины. На мать завели уголовное дело по статье 156 УК ("Неисполнение родительских обязанностей"), в настоящее время ребенок находится в инфекционной больнице.

Пропадают и больные дети. Так, 22 июля текущего года родители написали заявление в милицию об исчезновении сына — шестнадцатилетнего подростка, больного эпилепсией. Ребенок недавно потерял память. До сих пор судьба мальчика неизвестна.

Не опознано 12 трупов

Истории пропаж людей часто связаны с несчастными случаями или преступлениями. За последний год в области найдено около 781 трупа, из них 12 до сих пор никем не опознаны. Трупы поступают в морг, а информация о них — в дежурные части. Через некоторое время тела захоронят, останутся последняя фотография и могилка на кладбище, место захоронения с личным номером безымянного человека. Родственники смогут опознать погибшего по фотографии. И статистика показывает, что большинство пропавших людей в случае гибели удается опознать.

12 августа 2006 года житель Слюдянки вместе с молодым племянником из Новосибирска собирались поехать в служебную командировку в Новосибирск. Последнее место, где их видели, — Иркутск. Мужчины исчезли и до сих пор не найдены.

Этим летом в одной иркутской семье произошла трагедия — молодой человек 19 лет взял у отца автомобиль покататься. Но домой не вернулся. Родители подали в розыск. Спустя некоторое время милиция обнаружила сгоревший автомобиль, тело юноши до сих пор не найдено.

Несколько лет назад в Иркутске без вести пропал двенадцатилетний мальчик. Последними, кто его видел, были сверстники. Они рассказали, что их друг в этот день решил искупаться, аккуратно сложил одежду и зашел по колено в воду. Дело было в мае, ребята открытие раннего купального сезона не поддержали и оставили смельчака на берегу одного. Больше его никто не видел. Личный состав милиции прочесывал берег, близлежащий лесной массив, обнаружил стопочку одежды ребенка — и все. К поискам подключились водолазы, однако обнаружить мальчика ни живым, ни мертвым не удалось. До сих пор.

Огородные трупы

В особую категорию можно выделить пропавших без вести, трупы которых потом случайно находят на чьих-нибудь огородах. Огород, частное подворье — территория для милиционеров практически недосягаемая. А если хозяева еще и причастны к преступлению, то оно может так и остаться нераскрытым. С февраля по август безрезультатно искала мужа жительница поселка Ермаковка. Муж был, по ее словам, непьющим, положительным человеком. А в августе ей пришлось опознавать труп.

В середине августа в дежурную часть Ленинского РУВД обратилась девушка и сообщила, что во дворе дома, где они с мужем снимают комнату, зарыт труп неизвестного мужчины. Открылось все случайно. Хозяин дома в пьяном виде начал приставать к девушке и, чтобы напугать несговорчивую квартирантку, сказал, что может и убить. А чтобы наверняка поверила, упомянул о том, что в огороде зарыт труп мужчины. Супруги решили проверить слова хозяина. И действительно обнаружили могилу. Ее нашли быстро — труп плохо зарыли.

По указанному адресу выехала следственно-оперативная группа, а также сотрудники прокуратуры. Труп извлекли. Оказалось, мужчина числился в розыске с февраля.

Последние часы его жизни прошли в пьяном угаре. Он познакомился с хозяином злосчастной квартиры у павильона. Тот пригласил его к себе распить бутылочку. Гость уходить домой не торопился, и между мужчинами возникла ссора. Хозяин жилья несколько раз ударил ножом и топором своего собутыльника, от полученных травм мужчина скончался. Придя в себя, хозяин дома вместе с сыном сразу закопали труп во дворе дома, затем накрыли захоронение деревянными досками.

Пропавших скрывают сектанты и любовники

В середине августа нынешнего года родители потеряли своего шестнадцатилетнего сына. Поиски пропавшего человека продолжались около месяца. Сотрудники уголовного розыска Октябрьского РОВД выяснили, что мальчик жив, продолжает переговариваться с друзьями по телефону, позже удалось вычислить и адрес его временного пристанища. Квартиру открыла старушка и сказала, что никакого ребенка не прячет, живет со взрослой дочерью. Во время короткой беседы сыщики заметили, что на вешалке висят вещи, которые точно совпадали с одеждой, указанной родителями в ориентировке. На обыск квартиры санкции не было. Но милиция была практически уверена, что юноша там.

После длительных переговоров с хозяйками "нехорошей" квартиры удалось им объяснить, что скрывать ребенка — преступление. Женщины — типичные сектантки. Жилище их было завалено религиозной литературой, буклетами, мать и дочь посещали собрания секты "Свидетели Иеговы". Юношу посвятили в свою веру. Женщины сумели настроить его против родителей, выдумали историю, что его отец на самом деле ему не родной. Через некоторое время после возвращения домой парнишка снова убежал.

Часто молодые девушки сбегают из дома к взрослым любовникам. Семнадцатилетняя иркутянка из благополучной семьи, отличница, влюбилась в тридцатилетнего мужчину. Родители не одобрили связь, стали препятствовать общению влюбленных. Тогда школьница без разрешения ушла из дома. Более того, уехала с избранником в другой город. Девушка несколько дней не возвращалась домой, родители написали заявление в милицию о пропаже несовершеннолетней. Беглянку вернули. Но близкие никак не могут смириться с тем, что дочери нравятся зрелые мужчины, а ребенок продолжает бунтовать и уходить из дома.

Порой дети убегают и попадают в лапы преступно настроенных граждан. Девочка-подросток тринадцати лет сбежала из приюта. Несовершеннолетнюю заманила к себе в дом одинокая взрослая женщина и не выпускала из квартиры. Милиция искала ребенка около года, но никаких зацепок не было. Но однажды в областную больницу Иркутска, в отделение гинекологии, поступила девочка с серьезными травмами половых органов. Женщина, которая ее сопровождала, представилась матерью. Учитывая характер повреждений, медицинские работники сообщили в милицию. Оказалось, что подросток давно числится в розыске, а в больницу поступила под фальшивым именем. Следствие выяснило, что женщина делала на ребенке деньги, эксплуатируя как сексуальную рабыню.

Пропавшие, которые никому не нужны

Обычно 12—13 сентября в Иркутске и его окрестностях находят много пропавших ребят — инспекции ПДН проводят детскую акцию "Бродяга". Правда, пропавшими отловленные числятся не для близких, а только для работников приютов да инспекторов ПДН.

В этот раз в инспекцию попал Миша по кличке Копейка. Ребенка подобрали на Волжской вместе с подругой. Мише 12 лет, он токсикоман, грязный, на ноге гнойная рана. Рассказывает, что приехал летом из Саянска навестить отца (который несколько лет назад отправил его с матерью в другой город, подальше от уличной компании) и задержался. Правда, живет не у папы, а почему-то в уличном кафе. Миша рассказывает, как зарабатывает деньги (недаром уличные пацаны прозвали его Копейкой): сторожит машины на улице, когда владельцы уходят за покупками. Мечтает Миша устроиться на автомойку. Но тети-милиционеры устроили его в центр временного помещения для несовершеннолетних.

Вместе с Мишей привезли Ксению. Девочку обнаружили спящей на крыше гаража (от чего у нее оказались простужены почки). Уже три дня она не ночует дома. Ксения — типичный бегунок. В этом году юная девица вообще решила не ходить в школу — мол, одноклассники обижают. Учителя, правда, домой приходят, просят вернуться и закончить 7-й класс. Ксению воспитывают мама и отчим. В семье 5 детей, один родился с синдромом Дауна, его отдали в детдом. Сама Ксения тоже жила в иркутском приюте "Надежда", но потом мама забрала ее домой. Но дома тоже не сидится — отчим выгоняет. Днем девочка находила таких же отверженных и заброшенных детей и скиталась с ними по подворотням. В группировке самому младшему 8 лет, самый старший — восемнадцатилетний главарь по имени Сережа, дети зовут его Андерсеном. "Сказочник" организовывает коллектив на заработки — попрошайничать, а потом собирает "кассу". Ночуют дети в большом колодце. Девочка призналась, что два дня ничего не ела. Мама иногда ее находила, звала поесть, но Ксении больше нравится свободная жизнь. Инспекторы сообщили девочке, что мать написала отказ от нее. Ксения вернется в приют.

Ксения рассказала о своей единственной подруге Свете, которая тоже была в приюте, но сбежала, вернулась к отчиму. Родные родители у ребенка умерли. Сейчас Света забросила всех подружек, занимается проституцией. Отчим находится в интимной связи со своей падчерицей, поэтому ее не выгоняет. Инспекторы ПДН пытаются найти девочку и вернуть в приют.

Удалось в этот день найти на улице и 14-летнюю "потомственную" беспризорницу-беглянку Юлю. Мать у нее тоже бродяга. Инспекторы в шутку называют Юлю "звездой округа". Девочка регулярно "навещает" инспекцию, хотя ее давно определили в городской приют.

Еще задержали инспекторы девочку Сашу, которая "пасется" в микрорайоне Солнечном. Там сформировалась группа бродяжек, которые по ночам грабят пьяных прохожих. Саша обитает в этой компании уже 5 лет. Ее периодически привозят в милицию, отмывают и помещают в специальные учреждения. У Саши живы родители, проживают в ИСХИ, ребенок время от времени приходит в отчий дом помыться и снова возвращается на улицу.

Только за один день (точнее, за одно утро) и только в одном районе города — Октябрьском — инспекторам удалось разыскать 11 потерявшихся в этой жизни детей.

Справка

Куда обращаться в случае пропажи близкого человека? В дежурную часть района и бюро регистрации несчастных случаев. Бюро существует в городе с февраля 2004 года — это телефонная справочная. Сюда стекается информация из дежурных частей милиции обо всех авариях, несчастных случаях, попадают сведения из больниц о пациентах, которые в данный момент находятся без сознания, о больных с серьезными травмами, о малолетних пострадавших. Кроме того, в справочную поступает информация по неопознанным трупам, найденным по всей области. Уже через несколько часов после трагедии здесь можно узнать о пострадавших.

В милиции родственники пишут заявление об исчезновении человека, обязательно указывая, уходил ли он ранее надолго. Заявление о пропавших правоохранительные органы должны принять сразу. На основании заявления сотрудники милиции выезжают на место, откуда ушел человек, составляют карту с данными о росте, телосложении и особых приметах.

Обязателен осмотр последнего места нахождения — там устанавливаются возможные признаки состава преступления, изучаются личные вещи, дневники, записи исчезнувшего. После этого отрабатываются предполагаемые места нахождения, выстраивается цепочка событий. Если через 10 суток местопребывание человека не установлено, нет состава преступления, то принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Материалы по розыску передаются группе уголовного розыска. Заявители ходят в морги, просматривают фотографии. Только через год по решению суда потерявшегося человека признают без вести пропавшим и выдают соответствующие документы.

Бюро несчастных случаев: 21-64-64