В Иркутске нарушают неприкосновенность частной жизни

Базы данных на жителей региона продаются по смешным ценам

По Иркутску расклеены объявления о продаже телефонных баз данных. Фамилии, адреса, домашние телефоны жителей города и области — вся эта информация растиражирована и доступна. Диск можно приобрести за 250 рублей, доставка осуществляется курьером.
Продавцы личных тайн говорят, что торгуют только свежим товаром и предлагают базу АТС с самыми последними обновлениями. Откуда и как исчезают базы данных, попытался выяснить корреспондент "СМ Номер один".

В Москве больше и дороже

Самый большой ассортимент иркутских баз данных можно найти в Москве. Специализированные сайты предлагают, например, базу абонентов сотовых компаний, сведения о прописке за 2003 год, базу адресного стола, страховой компании "Маски" (застрахованные и умершие жители), "ГИБДД и угон", доходы физических лиц, банковские проводки и многое другое.

В столице базы стоят дороже — от 400 до 1000 рублей. Интересующий товар отправляют наложенным платежом или предоставляют доступ к базе через Интернет после перевода обозначенной суммы на определенный банковский счет.

Базы данных операторов сотовой связи особой популярностью не пользуются — абоненты часто меняют номера телефонов. А вот базы АТС весьма востребованы.

По словам Владимира Шибанова, начальника отдела общественных связей ОАО Сибирьтелеком, существует много источников утечки информации, и каждая ситуация требует отдельного рассмотрения. Самой компании связи такие утечки невыгодны — страдает репутация, и поэтому Сибирьтелеком прилагает множество усилий, чтобы пресечь деятельность подобного рода.

Анатолий Столбихин, начальник отдела К ГУВД Иркутской области, считает, что полных баз данных на черном рынке быть просто не может. К примеру, в компаниях сотовой связи данные разбросаны по разным базам, а специальный анализ, проведенный после того, как участились случаи мошенничества с использованием номеров мобильных телефонов, показал, что номера могли уйти из филиалов Электросвязи, где фиксировались звонки со стационарных телефонов на мобильные и обратно.

В том, что существует полная база домашних телефонов, Анатолий Столбихин также сомневается, но считает, что если таковая и существует, то уйти она могла лишь от системных администраторов, которые отвечают за работу компьютерных сетей организаций и имеют не только полный доступ ко всей информации, но и возможности для ее тиражирования.

Нужны заявления в милицию

С точки зрения закона, к распространителям конфиденциальной информации подойти совсем не просто. Если в продаже появился целый CD-справочник с личной информацией, то заявления в милицию должен написать чуть ли не каждый присутствующий в списке, иначе доказать умысел распространителей информации будет сложно.

По словам Анатолия Столбихина, правоохранительные органы в таких случаях могут опираться на две статьи УК РФ — ст. 137 ("Нарушение неприкосновенности частной жизни") и ст. 156 ("Нарушение авторских и смежных прав").

Однако чтобы процесс пошел, нужны конкретные заявления — от граждан, чьи личные данные были преданы огласке, и от компаний, чьи базы были незаконно использованы.

Есть еще один юридический казус — Закон "О связи" декларирует добровольное предоставление информации гражданами, а постановление правительства обязывает компании связи предоставлять всю информацию о гражданах уполномоченным государственным органам.

В Постановлении № 538 "Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", говорится:

"Базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов".

Все фирмы и организации обязаны ежеквартально предоставлять компаниям связи информацию о сотрудниках, имеющих доступ к рабочим телефонам. Операторы связи, в свою очередь, хранят эту информацию у себя и передают ее правоохранительным органам только по конкретному запросу; доступа к полным базам у органов нет, поэтому утечка исключена.

По словам Владимира Шибанова, начальника отдела общественных связей ОАО Сибирьтелеком, постановление правительства исполняется, и в договорах с юридическими лицами есть пункт о том, что сведения о сотрудниках должны регулярно обновляться.

Анатолий Столбихин, начальник отдела К ГУВД Иркутской области, говорит, что эти сведения необходимы для выявления звонков, которые носят угрожающий характер — например, сообщения о заминировании.

Продается интеллектуальный потенциал

Сведения, которые могут заинтересовать, например, организацию-конкурента, можно заполучить совершенно законным путем. Вся информация об открытых акционерных обществах — прибыль, убытки, отчет о движении денежных средств, активы предприятия — продается в Иркутскстате. Комплект из пяти форм можно приобрести за 720 рублей, из двух — за 432. Если цифры, указанные в отчетах, будут реальными, конкуренты почерпнут для себя много интересного.

В Иркутскстате можно приобрести любые выборки из базы данных "Бухгалтерский баланс", в которую входят свыше девяти тысяч организаций и предприятий Иркутской области. Там же можно купить доклады "Экономическое и социальное положение Иркутской области", "Иркутская область за годы реформ", информацию об экологической ситуации в Приангарье, финансовом состоянии муниципальных образований, естественном движении населения, миграции, внешнеэкономической деятельности предприятий, производстве и потреблении электроэнергии, даже об интеллектуальном потенциале Приангарья.

Тем не менее спрос на подобные услуги невелик, и, вероятно, именно поэтому незаконное распространение различных баз данных в Иркутской области не имеет таких масштабов, как в других регионах страны.

В некоторых городах, например, на продажу выставлялись полные базы данных ВИЧ-инфицированных, а лица, в них фигурирующие, становились предметом шантажа.

Компьютеризация в сфере здравоохранения — палка о двух концах. Сейчас многие поликлиники переходят на работу с электронными медицинскими картами, и в Иркутске уже имел место случай, когда история болезни человека появилась в Интернете. Было даже возбуждено уголовное дело.

По мнению экспертов, единичные базы данных не представляют особой опасности, а вот когда множество различных баз скапливается в одном месте, то с помощью них можно получить полную информацию о жизни и деятельности отдельного гражданина.

В основном интерес к различным базам проявляют охранные агентства. Некоторую информацию собирают службы такси и службы организации досуга. Есть свои базы и у риелторов, причем сведения об арендодателях, продавцах и покупателях жилья гуляют из одного агентства недвижимости в другое.

Не секрет, что риелторы владеют информацией о собственниках жилья, в частности о собственниках престарелого возраста без близких родственников.

Утечка данных о собственниках жилья может произойти откуда угодно — базы данных имеются в жилищно-коммунальных конторах, Энергосбыте, Иркутскоблгазе, налоговых органах.

Вычислить конкретных продавцов баз данных удается очень редко. По крайней мере, в Иркутске за руку еще никого не ловили.

В Иркутске изъято более 600 DVD-дисков

Серия документальных фильмов, снятых иркутскими авторами, рассказывающая о природе Прибайкалья, продается на прилавках областного центра не первый месяц. Диски с уникальными фильмами охотно раскупаются не только жителями области, но и иностранными туристами. Только вот, как оказалось, не все DVD произведены законным способом.

На днях сотрудники УБЭП ГУВД Иркутской области получили оперативную информацию о том, что крупная компания, занимающаяся оптовыми продажами DVD- и CD-дисков, распространяет документальные фильмы, чье происхождение по меньшей мере является сомнительным. Для проверки было решено провести контрольную закупку. Предварительно занесенные в протокол купюры общей суммой в 37,5 тысяч рублей использовали в качестве расчета за товар.

Как только партия количеством в пятьсот дисков была упакована в коробки, а покупатели получили необходимые сопроводительные документы, в помещение вошли сотрудники милиции. На месте они обнаружили и изъяли еще более ста фильмов иркутских авторов. По словам представителя правообладателя, весь приобретенный товар имеет явные признаки подделки. В их числе некачественная полиграфия, изготовленная на принтере, в отличие от оригинала, который делается типографским способом. Некоторые обложки попросту просканированы с самих же дисков.

В настоящее время вся сомнительная продукция изъята из оборота и направлена на исследование. По заключению специалистов будет решаться вопрос о привлечении руководителя фирмы к уголовной ответственности по статье 146 Уголовного кодекса ("Нарушение авторских и смежных прав"). По словам оперативников, подобный случай в Иркутской области единичный, когда иркутские авторы страдают от сомнительной продукции собственного производства.

Опровержение

Куйбышевский районный суд г. Иркутска решил признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию прокуратуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа сведения, содержащиеся в опубликованной в № 22 газеты "CM Номер один" от 9.06.2006 года в статье "Мальчики повесились после допроса", содержащиеся в следующих фразах:

"...люди обвиняют милицию в терроре против детей, а прокуратуру - в сокрытии фактов";

"Почему при таком обилии свидетелей, которые что-либо слушали или видели, версия о насилии над детьми у расследующих органов еле теплится? А вот происходит интересное превращение: прокурор Чаплин объявляет прессе, что телесных повреждений не обнаружено. Эта информация облетает, как ласточка, все СМИ, в т. ч. интернет-издания и центральную прессу. Но против прокурора все, кто видел покалеченные детские тела";

"Но версия о краже бензина очень удобна - мол, пристыдили участковые пацанов, замучили сорванцов угрызения совести за 10 литров на троих, вот они и повесились. Бред, конечно, для здравомыслящего человека. Но если прокуратура попросит доказать, что это бред, - как докажешь? "Преступники" похоронены, сказать в свое оправдание ничего не могут".