Иркутск становится центром российского автостопа

Самой экзотической страной в мире по-прежнему остается Россия

Не так давно в Иркутске, в небольшом частном домике в центре города, обосновалась необычная организация — Академия вольных путешествий, или клуб любителей автостопа. Главный мотор, душа академии, автостопщик более чем с 10-летним стажем, гражданин мира, автор 28 книг Антон Кротов, а также его друзья не случайно выбрали Иркутск местом своего почти полугодового пребывания. Иркутск — что-то вроде середины мира, откуда расходятся лучи в Европу, Азию и на Байкал.

Перевалочный пункт

Автостоп в России появился в 1978 году в Ленинграде. Первая организация называлась "Ленинградская лига автостопа" (ЛЛАС). Сейчас на территории России и стран СНГ формально существует более тридцати клубов автостопа, центром этой культуры по праву считается Санкт-Петербург.

Академия вольных путешествий была основана Антоном Кротовым чуть больше 10 лет назад, в данный момент она находится в Иркутске и представляет собой своего рода перевалочный пункт, место, где может остановиться проезжающий мимо путник, куда может прийти каждый и найти интересных собеседников, откуда можно отправиться к легендарному озеру и в самые дальние страны. Здесь можно услышать самые невероятные истории о путешествиях по Азии, Африке, России, СНГ.

"В пути все может достаться даром"

Но академия только называется академией. Настоящий автостопщик шумной веселой компании всегда предпочтет одиночество. "Если едешь вдвоем, — рассказывает Игорь Коновалов, который занимается автостопом около четырех лет, — то и ощущения делишь на двоих. А если один — все ощущения достаются тебе".

Чтобы решиться на рискованное путешествие в одиночку, нужно быть отчаянным романтиком. Но не думайте, что автостоп — это шальная затея бросить все и без гроша в кармане отправиться бродить по всему свету куда глаза глядят. Путешествие в другие страны может планироваться полгода, а то и год. Например, Игорь уже около года подготавливает длительную поездку в Африку. Зарабатывает деньги (за год он планирует затратить примерно тысячу долларов, половину из этой суммы — на визы), изучает по Интернету, картам и всевозможным книгам страны, куда собирается отправиться.

Если вас смутила столь небольшая сумма необходимых средств, то академик Антон Кротов развеет все сомнения: "Обычно человек выезжает из дома с некоторой суммой денег, в процессе поездки ее тратит и под конец переходит в безденежный режим. Не надо этого бояться. Когда ваши деньги пойдут в поддержку экономики окружающего мира и у вас не останется ничего, вы неожиданно для себя окажетесь в полностью коммунистическом обществе. То, что вы так долго усердно покупали, вам будет доставаться даром, совершенно незнакомые люди будут дарить вам деньги и еду, без вашей на то просьбы".

Но автостопщики далеко не бездельники и не бродяги; в обычной жизни, не в дороге, автостопщик занимается тем, что ищет "универсальную работу" — такую, которая была бы совместима с путешествиями, приносила доход и удовольствие. Например, Антон Кротов за 10 лет написал немало книг об автостопе, которые успешно продает по всей стране, на вырученные средства и живет, и путешествует.

Через 30 лет прежнего мира не будет

Такой подход к жизни у автостопщиков во многом определяет и выбираемый ими маршрут. Вольные путешественники говорят, что в странах так называемого третьего мира люди душевнее, добрее, есть страны, где местные жители даже не знают, что такое деньги, и именно такой дикостью, нетронутостью привлекают эти края автостопщиков.

Игорь Коновалов считает, что через 30 лет прежнего мира не будет, его закатают в асфальт, все превратится в один большой европейский город. Нужно ловить момент, ведь нетронутых цивилизацией мест на Земле становится все меньше и меньше. Например, еще несколько лет назад в Судане ни в одном из городов нельзя было найти мороженое, Интернет, мобильную связь и увидеть асфальт. Сегодня все это уже появилось.

О приключениях

И конечно, в какой бы стране ни оказался вольный путешественник, к нему магнитом притягиваются всякие необычные ситуации и происшествия. Ждать, например, по четыре дня проезжей машины или по полгода попутного судна и жить без денег в неведомой стране для автостопщика дело привычное, но бывают случаи из ряда вон выходящие.

"Основные проблемы, — рассказывает Демид Манышев, член Академии вольных путешествий, — с которыми сталкиваешься в пути, обычно связаны с полицией. Однажды мы отправились автостопом через пустыню в Сирии, так один полицейский гнался за нами на мотоцикле, пытался подкупить водителя, чтобы тот нас не вез, плакал и умолял не отправляться в столь рискованное путешествие — он боялся за нашу жизнь".

"Как-то раз, — рассказывает Игорь Коновалов, — путешествуя по восточной части Турции, я познакомился с местными жителями деревни, в которой по определенным причинам нельзя было находиться иностранцам. Но жители этой деревни все-таки провели меня тайно к себе в гости, о чем в скором времени узнала и местная полиция. Люди в военной форме и с оружием пришли меня брать, приняли за террориста, потребовали документы, но я проявил смекалку — потребовал документы у полицейских, и документов ни у кого не оказалось. Тогда я стал хозяином положения, меня никто не трогал, а чуть позже появился начальник полиции с документами и выпроводил меня из деревни. Все это было очень забавно".

Своя философия

Антон Кротов считает, что для свободной и счастливой жизни не нужно исполнять 10—15—20-летний обряд образования. "Не думаю, что каждому человеку нужно проходить процедуру превращения себя в винтик государства. Не думаю, что бумажка о том, что ты прошел все обряды институтов, армии и т. д., стоит потраченного на них времени. Такие заведения, как школа, институт, армия и т. д., никак не учат быть самим собой, они учат быть похожим на других. А в том, чтобы быть как все, вряд ли заключается смысл жизни каждого человека".

Есть и своя наука у автостопщиков, которая так и называется: совокупность практических знаний об окружающем мире. Знать, что окружающий мир изобилен и добр, знать, что в любом городе можно найти питание и ночлег, что в любом городе и стране мира тебя встретят хорошо, — это и есть наука.

Самая экзотическая страна

Много стран исходили и изъездили вольные путешественники автостопом, и во все эти страны каждый хотел бы вернуться еще не раз, и, наверное, сделает это, если будет время. Но самой неизведанной страной, самой экзотической, нетронутой туристами, самой любимой, той, в которой хочется жить и умереть, вольные путешественники считают Россию.

"В России есть места, куда до сих пор не ступала ни одна нога автостопщика, — говорит Игорь Коновалов, — и когда еще ступит, не знает никто. В этом и во многом другом и есть самая необыкновенная притягательность нашей родины. К тому же только здесь я вижу себя личностью, чувствую, что здесь я кому-то нужен, и что-то действительно стоящее я смогу сделать именно здесь".