Работодатели обманывают детей

За полтора месяца иркутского подростка кинули три раза

Промоутер, разносчик рекламных газет, интервьюер, автомойщик — пятнадцатилетний Иван Викторов не уставал менять работу, освоил за короткий срок 4 специальности. Менялись работодатели и сфера деятельности, неизменным оставалось лишь одно — практически на каждом рабочем месте Ивана стабильно обманывали с зарплатой.

Из неполученной зарплаты обещали вычесть штраф

Закончив девятый класс, Ваня, увлекающийся компьютерными играми, решил, что пора хотя бы на время оставить виртуальный мир и пойти на заработки. Его мама Елена Васильевна воспитывала мальчика одна и идею сына горячо одобрила. Свою первую зарплату — 700 рублей — Иван получил в компьютерной компании "Формоза", во время рекламной акции он разносил спецвыпуск газеты по подъездам домов, за день платили 100 рублей. Окрыленный своим первым успехом юноша раскрыл газету с рекламными объявлениями и тут же нашел себе новую работу — интервьюером.

На этот раз все шло не так уж гладко. Фирма "Виас-медиа" выдала юному соискателю анкеты, которые заказывали разные фирмы, — одна касалась банковских кредитов, вторая — автомобильных шин. С банковскими кредитами Иван справился успешно, заполнил 10 анкет, опросив людей на работе матери. С шинами оказалось сложнее — опрашивать нужно было людей исключительно мужского пола от 24 до 35 лет. Потенциальные респонденты просто отмахивались от старательного интервьюера — кому захочется отвечать на вопросы, стоя на улице в течение 40 минут. В итоге Витя не смог заполнить ни одной анкеты. Как выяснилось, работодателей это беспокоило мало. На Ивана они наложили штраф якобы за несвоевременную сдачу анкет, хотя, по словам мальчика, анкеты он сдал точно в срок. Штраф размером в 200 рублей обещали вычесть из его гонорара за анкеты по банковским кредитам. Никакого трудового договора с подростком не заключали, он не подписывал ни инструктажа, ни положения о штрафах. По сей день он не получил причитающиеся ему деньги. Фирма ссылается на то, что заказчик должен проверить анкеты через Москву. Проверяют до сих пор...

В комитете по правам человека при губернаторе Иркутской области, куда обратилась мать мальчика, определили, что вышеприведенные факты свидетельствуют о грубом нарушении Конвенции о правах ребенка — статьи 32, о праве ребенка на защиту от экономической эксплуатации.

Водой едва не сносило со стремянки

Следующим местом в трудовой эпопее Ивана Викторова стала автомойка на ул. Баррикад. Рослый парень черной работы не боялся, мыл машины с восьми вечера до девяти утра. Его юные коллеги-автомойщики умудрялись работать по двое суток. Обычно подростки мыли машины по ночам — днем работали взрослые дяди (как привилегированный класс).

— На мойке машин работали даже девчонки. Как их не уносило вместе с водяным пистолетом, просто уму непостижимо. В шланге, которым моется машина, невероятно большой напор холодной воды. Бывает, моешь крышу маршрутки со стремянки и думаешь — как бы тебя струей с лестницы не скинуло. Однажды я попал водой себе по ноге — рана до сих пор заживает, — рассказывает Иван.

Беспощадная система штрафов и тут не обошла его. Во время Ваниной смены у владельца автомойки из машины пропали резиновые коврики. Их стоимость раскидали на всех работников, причем в начале это была сумма 150 рублей с человека, чуть позже, видимо в качестве наказания, ее увеличили до странной цифры — 317 рублей. До той поры подростки даже не подозревали о своей материальной ответственности.

Зарплата начислялась Ивану из расчета 30% от стоимости мойки одного автомобиля. Мальчику удалось получить только аванс, но вскоре он решил уйти — фирма набрала неоправданно много работников. За одну смену Иван едва успевал помыть пару машин. Парень сообразил, что попусту теряет время.

Расчет он не получил, у бухгалтера автомойки странным образом куда-то запропастился табель о выполненных работах. В ситуации пыталась разобраться мама.

— Из беседы с бухгалтером я узнала — Иван нарушил какие-то правила, — говорит Елена Васильевна. — Я попросила показать мне эти правила и подпись, что он с ними ознакомлен. Почему-то правила не нашлись, а подпись тем более. "Что вы на меня кричите?" — вскинулась бухгалтер. А там не кричать невозможно, автомойка ведь, все шумит. Директор и вовсе со мной разговаривать не стал, оправдался: вы, говорит, моего, бухгалтера расстроили.

Между тем фирма, где трудятся обидчивый бухгалтер, неразговорчивый директор и малолетние мойщики, является злостным нарушителем норм Трудового кодекса. Здесь налицо нарушение принципа запрещения принудительного труда, к тому же дирекция автомойки неправомерно эксплуатирует несовершеннолетних в ночное время суток.

Присел отдохнуть? Уволен!

После сырой автомойки Ивана ждала душная улица. В июльское пекло он работал промоутером от магазина. Ближе к вечеру, раздав все листовки, мальчик присел на бордюр, ожидая своего менее расторопного коллегу.

Директриса магазина, где работали ребята, появилась как из-под земли.

— Какое право ты имел садиться? — закричала она на Ваню. — Да ты весь день не работал! Все! Уволен!

День увольнения — это день, за который не платят. Провиниться легко, начинающие промоутеры понятия не имеют о перечне проступков, а все потому, что хитрые работодатели детальному инструктажу предпочитают увольнение, ведь тогда работнику не надо ничего платить.

Между тем Иван был неумолим в своем настойчивом желании заработать. И ему таки улыбнулась удача. В магазине "Ай да дети" он наконец встретил честных людей: отработал промоутером — получил обещанную зарплату.

Возмущенная поведением большинства работодателей мать Ивана Викторова обратилась в комитет по правам человека при губернаторе Иркутской области, там ее дело рассмотрели с точки зрения нарушения закона и направили в прокуратуру Свердловского района бумагу с просьбой провести проверку по указанным Еленой Васильевной фактам нарушения трудовых прав ее сына. Меры по восстановлению прав мальчика будет принимать прокуратура.

Мнение

По оценкам специалистов Госинспекции труда, лето — самая горячая пора для нечистоплотных работодателей. Ситуация, в которую попал Иван, к сожалению, типична. Как правило, молодые люди не могут ничего предъявить ни работодателю, ни в Госинспекцию труда, потому что при поступлении на работу не оформлялось никаких документов. Если в трехдневный срок работодатель документально не оформил с наемным работником отношений (хотя бы трудовой договор), стоит задуматься, надо ли вообще доверять такому работодателю.

При устройстве на работу в небольшие фирмы без образования юридического лица молодым людям нужно обратить внимание на оформление документов надлежащим образом. Самое главное — это трудовой договор, в котором должны быть прописаны все гарантии и компенсации, отпуск, режим рабочего места и должностная инструкция. Документ, зарегистрированный в органах местного самоуправления, должен быть в двух экземплярах, один из которых находится у работника, другой — у работодателя.