Клубничные войны: торговцам клубникой угрожают?

Пострадавшие исчезли, оставив милиции неправильные адреса

Несколько граждан, которые возят на Центральный рынок Иркутска клубнику из Слюдянского района, неоднократно жаловались и в прессу, и в милицию на то, что их преследуют неизвестные. Угрожают расправой, режут шины, жгут, заливают керосином ягоду. Следствие по этому делу сейчас зашло в тупик. Однако милиция полагает, что война, развернувшаяся вокруг клубничных рядов, может быть вызвана конкуренцией перекупщиков. Так ли это?

Клубничников начали притеснять год назад

Пенсионерка Светлана Васильева продает клубнику на Центральном рынке уже около пятнадцати лет, за это время у нее появились постоянные покупатели. Дача Светланы находится в районе поселка Утулик, недалеко от Байкала. На 20 сотках она выращивает три сорта клубники: Фестивальную, Зенгу, Гигантеллу. Ухаживать за ягодой ей помогают муж, дети и внуки. Светлана инвалид второй группы, продажа ягоды для нее главный заработок летом. Хорошая прибавка к пенсии и возможность одеть внуков в школу. По ее словам, они привозят на продажу ежедневно 25—30 ведер свежей, сочной клубники. По словам женщины, год назад ее и ее коллег из района начали вытеснять с рынка, угрожая расправой, вымогали деньги. У Светланы Ивановны есть разрешение на торговлю, все документы в порядке, и она обратилась в иркутскую милицию. Но помощи не дождалась.

— В прошлом году нас с женой вместе с ягодой облили керосином прямо на рынке, — рассказывает муж Светланы Олег. — Вся одежда была мокрая, хорошо огня нигде не было, а то сгорели бы заживо.

Надежда на то, что в этом году продажа пойдет спокойнее, не сбылась. Угрозы чередовались с действиями. Светлане и ее коллегам прокалывали шины, угрожали словесно. Более того, в ночь на 19 июля побывали "в гостях" и у Светланы на даче, в Слюдянском районе.

— В три часа ночи подожгли наш микроавтобус хорошо, что дочь с ребенком не спали, вовремя она увидела, так бы и дом загорелся, — негодует Светлана. — Нашу дачу очень сложно найти в поселке, скорее всего они за нами еще и следили.

На следующий день, как рассказывает женщина, она увидела тех мужчин, которые ей раньше угрожали, подошла к ним. Они сказали: "Не уйдете с рынка — убьем".

Последние два дня Светлана Ивановна торгует одна, мотивируя это тем, что остальные уже боятся ездить на рынок. Одной из товарок Светланы Ивановны, Ирине, также облили керосином ягоду, повредили машину. По словам Васильевой, сейчас она лежит в больнице. После перенесенного потрясения у нее случился инсульт.

Кто подсылает к ягодникам наркоманов?

У пострадавших есть свои подозрения, кто подсылает к ним людей.

— Керосином-то обливали и протыкали шины наркоманы, которых кто-то подсылал, — поясняет Светлана Васильева. — На Центральном рынке есть камеры наблюдения, и одна как раз у того места, где мы оставляем машины. Ирина, моя товарка, сама смотрела пленку и видела, как на ней одна из женщин, которая торгует ягодой, перекупщица, разговаривала с двумя мужиками и показала на нас рукой. После этого нам проткнули шины. Сейчас нам сказали, что этой пленки нет, куда-то исчезла.

Светлана уверена, что никого не найдут, дело закроют, поскольку подозреваемая ими женщина — дочь милиционера, а кто-то из ее родственников работает в органах прокуратуры. Сейчас на рынке патрулирует отряд милиции, поэтому пока местные рэкетиры залегли на дно.

Пострадавшие от угроз женщины исчезли

Ягодники написали заявления в Кировский РОВД, прокуратуру с просьбой помочь разобраться. В РОВД в деле ягодников разбирались, да пока не разобрались.

Евгений Бородулин, и. о. начальника уголовного розыска Кировского РОВД, рассказал, что заявление действительно поступило 24 июля от нескольких лиц, в том числе и от Васильевой. Оно было напечатано на компьютере, то есть подготовлено заранее. В нем указывались все случаи угроз, поджогов, выливания керосина. По каждому из них проводились проверки. Сейчас следствие зашло в тупик. И в тупик его завели сами жалобщики. Сотрудники РОВД безрезультатно разыскивают двух продавцов, которые жаловались, что их ягоду облили керосином.

Сотрудники милиции ездили в Байкальск и проверяли адреса, которые были указаны в заявлении, чтобы на месте допросить пострадавших. Но, как оказалось, одна из заявительниц дала чужой адрес и чужой телефон. По информации областного адресного бюро, эта женщина проживает в Иркутске. Найти ее пока не удалось. Пока разыскивали, узнали, что клубничница ранее была судима. Это не добавило доверия к словам заявительницы. Вторую жалобщицу, ту самую Ирину, тоже не нашли, адрес был неверно указан.

Заявители сами являются перекупщиками?

— Мы опросили 50 человек, охрану, продавцов, никто ничего не видел и не знает, — рассказывает Евгений Бородулин. — Кроме того, к нам ежедневно доставляют подростков, от 15 до 18 лет, их мы тоже допрашиваем на причастность к делу. Но пока ничего.

По словам Бородулина, когда стали брать показания у Светланы Васильевой, на вопросы, кто подходил, кто угрожал, она указала, что в этом году к ним никто не подходил и не требовал денег. Также непонятно, когда были проткнуты колеса ее машины. Пострадавшая устно заявила, что это произошло 19 июля, а в двух письменных заявлениях указала разные даты — 26 и 22 июля.

Пленки с видеонаблюдения за названные дни также были просмотрены милиционерами, но ничего подозрительного не обнаружено.

Единственная улика — это поджог микроавтобуса. По этому факту возбудили дело по статье 167 УК РФ ("Умышленное повреждение чужого имущества"), но пока до сих пор по этому делу нет материалов из Слюдянского РОВД.

В заявлении пострадавшие открыто называют виновных во всей истории — местных перекупщиков, даже указывают номера их машин. Но у РОВД свои предположения. По мнению Евгения Бородулина, сама Светлана Васильева также является перекупщицей. Вместе с мужем они закупают ягоду в Байкальске и перепродают ее здесь по более высокой цене:

— Как они могут каждый день столько ягоды собрать? Они привозят сюда каждый день по 20—30 ящиков клубники. Ее родные там скупают ягоду, а они сюда привозят и перепродают. У них там появился конфликт с местными перекупщиками, которые, кстати, не скрывают, что скупают ягоду.

То есть, следуя логике сыщика, перекупщики делят рынок, не гнушаясь даже такими криминальными способами, как поджог чужой машины.

Кроме того, Евгений Бородулин рассказал, что накануне заявления от Васильевой к ним поступила еще одна интересная жалоба — как раз от тех лиц, которых она обвиняла в расправах и угрозах. В этой жалобе именно Васильеву обвиняли в хулиганских действиях, угрозах и словесных оскорблениях.

Сейчас пока дело возбуждено только по факту умышленного повреждения имущества. Сотрудники РОВД продолжают разыскивать пострадавших, которые исчезли после написания заявления, без них дело не будет ни раскрыто, ни приостановлено.

Оборот клубники длится всего полмесяца

Мы созвонились с администрацией поселка Утулик, чтобы уточнить, каким образом происходит оборот клубники. Оказалось, что клубнику действительно повсеместно выращивают на дачной территории за Утуликом.

Утулик находится всего в 7 км от города Байкальска, где расположено много дачных поселков. Плантации клубники огромны. Одна семья реально может иметь и обрабатывать 20 соток ягоды — этим там и живут, не разгибая спины стоят над грядками. Когда начинается сезон, ежедневно с такой плантации снимают 10—15 ведер. Такое ягодное роскошество продолжается полторы-две недели. В этом году ягодный сезон задержался из-за погодных условий, пик пришелся на конец июля — начало августа. Цена пятилитрового ведра начиналась с 350 рублей (начало сезона) и сейчас, в пик, дошла до 150 рублей. В Байкальске цена заметно ниже. На рынке в Иркутске в разгар сезона ягода стоит 300 рублей.

Торгуют клубникой либо на трассе возле поселка, либо в Иркутске. На трассе все просто: вышел, встал со своей ягодой и ждешь покупателей. Тут же перекупщики. Они приезжают и с утра встают со своей тарой. Те, кто не может сам стоять и продавать, сдают нежный товар им. Закупочную цену перекупщики, естественно, стараются занизить.

На рынке в Иркутске ситуация сложнее. Дачников на рынок стараются не пускать. Снижение цены кем-то из продавцов, естественно, не приветствуется, причем в жесткой форме.

Знает ли дирекция Центрального рынка о сложившейся ситуации? Безусловно. Но наши попытки получить комментарий у директора рынка закончились неудачей. Яков Туманов ответил нам отказом, ссылаясь на то, что идет следствие.