Делить — не строить

Поможет ли конфликт властей решить жилищную проблему?

Земельные наделы в Иркутске оказались в центре громкого скандала, который разыгрался между властями города и областной администрацией в конце политического сезона. Губернатор области публично упрекнул команду мэра в неэффективном использовании земельных участков в Иркутске, на которые государственная собственность не разграничена. Вслед за этим он предпринял попытку лишить городских чиновников права распоряжаться земельными наделами.

Мало кто ожидал, что атака губернатора Иркутской области Александра Тишанина на мэра областного центра Владимира Якубовского будет предпринята именно с этой стороны. Хотя о конфликте иркутского градоначальника и главы государственной власти региона известно давно.

Впрочем, громом среди ясного неба эти события тоже назвать нельзя. Тучи сгущались постепенно. Еще в начале года глава Минэкономразвития Герман Греф во время визита в Иркутск обратил внимание на крайне медленные темпы жилищного строительства. В числе причин министр назвал многочисленные бюрократические барьеры на пути развития строительного бизнеса, коррупцию чиновников. Это было сказано сразу после вступления в должность нового губернатора, и мало кто сомневался, что новый глава области не обратит внимания на резкие оценки, данные представителем федерального центра.

Так и получилось. На выборах иркутского градоначальника, последовавших вскоре после визита министра, симпатии Александра Тишанина оказались отнюдь не на стороне действующего мэра. Однако критика губернатором Владимира Якубовского была плохо услышана избирателями, и не помогла его соперникам одержать победу в схватке за власть. Следом развернулась кампания по объединению Иркутской области и Бурятской автономии, и многим стало казаться, что конфликт представителей власти ушел на второй план.

Однако в канун референдума на встрече президента страны с руководителями Иркутской области и автономного округа тема запущенности и медленного социального развития города Иркутска вновь вышла на первый план. Владимир Путин исключительно резко отозвался о состоянии благоустройства в областном центре, дав понять, что положение не может далее оставаться терпимым.

Такие оценки подействовали на городские власти как ледяной душ. Стало понятно, что игнорировать мнение федеральных властей опасно. Это не избиратели, словам не верят. Последовал ряд отставок городских чиновников. Нашлись деньги на ремонтно-восстановительные работы. Мэр города стал появляться перед телекамерами на строительных площадках, демонстрируя глубокое понимание поставленной президентом задачи.

Однако, как вскоре выяснилось, у Александра Тишанина эти действия большого доверия не вызвали. Он решил, что необходимо изменить саму систему управления ресурсами, которые являются ключевыми в решении жилищной проблемы. И прежде всего земельными участками в областном центре, на которые государственная собственность не разграничена. Они могут служить на благо города только в том случае, если управлять ими в интересах горожан, нуждающихся в жилье, а не группы чиновников, стремящихся к личной наживе. То, что такие чиновники существуют и именно их интересы одерживали в последнее время верх, можно судить по жалобам предпринимателей на вымогательство бюрократов, публикациям в прессе о неоправданных преференциях для отдельных строительных групп. Да и простой взгляд на запущенный город, где по необъяснимым причинам пустуют выгодные участки под застройку, наводит на мысль, что администрация города плохо контролирует ситуацию или вовсе пустила дело на самотек.

На июньскую сессию Законодательного собрания губернатор внес законопроект, которым намеревался лишить иркутские власти права распоряжения земельными участками и передать это право на областной уровень.

Последующая реакция городских начальников заставила задуматься о многом. Прежде всего она показала, что Александр Тишанин нащупал самое уязвимое место в сложившейся системе.

На борьбу за сохранение монопольного права владения землей в областном центре Владимир Якубовский бросил весь свой административный и политический ресурс. Сначала депутаты городской думы выразили возмущение предполагаемой реформой земельных отношений и дружно поддержали администрацию Иркутска. Вслед за ними почетные граждане города обратились к губернатору с открытым письмом, уверяя главу области в опрометчивости задуманных им преобразований.

Аргументов было много. Сторонники мэра угрожали, что решение о передаче полномочий областной администрации парализует работу коммунального хозяйства, приведет к хаосу в земельных отношениях, затормозит жилищное строительство. В некоторых СМИ прозвучали намеки на стремление областной власти перераспределить преференции, которыми раньше пользовались хорошо знакомые мэру города строительные организации, в пользу участников рынка, поддерживаемых новой администрацией. На публичных обсуждениях законопроекта Владимир Якубовский не стеснялся в выражениях, требовал доказательств фактов коррупции, ссылался на нарушение Закона "О местном самоуправлении" и убеждал депутатов не совершать "непоправимых ошибок".

Накануне сессии мэр города, он же секретарь политсовета регионального отделения партии "Единая Россия", двинул в бой свой главный политический ресурс. На заседании президиума политсовета ему удалось убедить своих коллег рекомендовать фракции "ЕР" в областном парламенте проголосовать против внесенного областной администрацией законопроекта.

Позиция единороссов при голосовании и решила исход дела. Законопроект был отклонен, "земельное право" осталось за Владимиром Якубовским. Не помогли личное участие в заседании сессии Александра Тишанина и протестный уход из зала ряда областных депутатов при обсуждении процедуры голосования.

Многие наблюдатели отмечают, что губернатор в большой степени стал заложником недостаточно квалифицированной подготовки самого законопроекта. Правильно нащупав слабое место в решении земельной проблемы, администрация не смогла облечь свою законодательную инициативу в достойную юридическую форму. Трудно упрекать парламентариев за то, что они отклонили проект закона, состоящего из двух частей — отнять и передать. Недостаточно убедительно выглядела аргументация работников администрации, представлявших закон, чувствовалось, что они предварительно не провели глубокого анализа ситуации, не вооружились фактами, сделали ставку на нажимной метод в ходе дискуссий.

Однако всем, кто поддержал Владимира Якубовского, не суждено было долго праздновать победу. Вскоре после отклонения законопроекта мэр города сделал шаг назад и предпринял попытку договориться с областной властью о разграничении полномочий в управлении земельными участками в областном центре. Результатом стало решение о создании градостроительного совета. По замыслу организаторов, именно этот орган и призван разрушить "земельную монополию". Он будет играть решающую роль, обеспечивая взаимодействие всех уровней власти в вопросах градостроительной деятельности.

Многие наблюдатели считают, что таким образом городские власти признали справедливость претензий в свой адрес со стороны областной администрации, уступив последней право контролировать ту самую деятельность, в безупречности которой мэр Иркутска столь решительно убеждал своих оппонентов. Тем более странное впечатление оставила предшествующая кампания под лозунгом "Руки прочь от Якубовского!" с использованием авторитета почетных граждан и депутатов городской думы.

Что касается членов президиума регионального отделения "Единой России", то многие из них уверены, что Владимир Якубовский заложил основу еще одного конфликта — внутрипартийного. Дело в том, что в канун голосования по земельному вопросу Александр Тишанин вступил в партию "Единая Россия". Получилось, что, поддержав своего партийного лидера, единороссы отказали другой значительной фигуре в региональном отделении партии — губернатору. Вряд ли этот шаг останется без внимания Александра Тишанина, и уж точно не будет способствовать единству партийных рядов накануне предстоящих изменений в руководстве региональной организации.

Впрочем, складывается впечатление, что победа над губернатором была нужна Владимиру Якубовскому только для демонстрации своей силы, но отнюдь не для защиты интересов города. Его последующие действия как нельзя лучше демонстрируют правильность пословицы "Дыма без огня не бывает". В интервью журналистам Владимир Якубовский сообщил, что на градостроительном совете будут обсуждаться крупные строительные проекты. Без решения земельного вопроса такие проекты реализовать невозможно, а присутствие городских властей в совете сведено к минимуму. Получается, что в результате конфликта вокруг земельных отношений последнее слово осталось за губернатором.

Надо отметить, что инициатива областных властей заставила городских начальников в очередной раз встрепенуться. Как и после критики из Кремля, команда мэра стала демонстрировать заинтересованность в решении проблем, на которые долгое время не обращала внимания. В городе заговорили о необходимости завершить разработку генерального плана, который стал бы преградой на пути развития коррупции. Взялись за инвентаризацию "исторических памятников", давно являющихся тормозом в социальном развитии и формировании нового архитектурного облика областного центра. Жаль только, что активность городских властей каждый раз просыпается под воздействием третьей силы, будь то президент или губернатор, а не от осознания собственной ответственности перед людьми.

В то же время многие полагают, что никакие коллегиальные органы не снимут остроту проблемы, пока не будет разработан областной закон, регламентирующий права разных уровней власти в распоряжении земельными участками. Земля под строительство должна предоставляться через отлаженную систему взаимодействия органов местного самоуправления, государственной власти и строго контролироваться.

Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что делить — не строить. Простым людям, мечтающим о собственной квартире, все равно, кто держит в руках бразды правления земельными отношениями. Важно, чтобы эти отношения не дискредитировали национальные проекты и стимулировали, а не тормозили развитие рынка жилья.