Какая она — конкуренция в ЖКХ?

Не прошло и месяца после того, как в г. Иркутске появились ОАО со стопроцентным муниципальным капиталом — 4 управления жилищно-коммунальными системами, а СМИ стали пестреть высказываниями представителей ангарских управляющих компаний. И все они в один голос утверждают, что деятельность данных акционерных обществ незаконна и приведет к отсутствию конкуренции в г. Иркутске.

Учитывая, что граждане г. Иркутска небезразличны к судьбе многоквартирных домов, мы решили прокомментировать данную ситуацию.

С изменением законодательной базы — вступлением в действие Жилищного кодекса РФ, определяющего новые правила в жилищной сфере, — население рассматривается не как пассивный участник жилищных отношений, а как самый активный. Нормы Жилищного кодекса предусматривают его прямое участие в процессе содержания общего имущества многоквартирного дома.

Несмотря на то что муниципалитет теперь принимает участие в содержании общего имущества многоквартирного дома наравне с другими собственниками, его обязанность учитывать и защищать интересы граждан города остается. При учете всех элементов рыночной экономики хочется напомнить, что все реформы должны быть не ради реформ, а должны быть ориентированы на человека!

Порядок не возникает сам собой. Его нужно не один день создавать. А вот хаос быстро набирает обороты. В течение года (с марта 2005-го по март 2006 г.) в г. Иркутске как грибы стали появляться различные ООО, именующие себя громко — управляющие компании. И настал тот критический момент, когда органы муниципальной власти вынуждены признать, что не только защитить, но и предоставить информацию о честной профессиональной деятельности таких ООО горожанам не могут. Именно поэтому в марте т. г. была принята депутатами городской думы концепция преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006—2007 гг. В рамках депутатских слушаний детально обсуждались проблемы в жилищной сфере г. Иркутска и необходимость определения концептуальных подходов к изменению существующей ситуации.

Концептуальные подходы к преобразованиям в жилищной сфере предусматривают в рамках первого этапа (2006 г.): "Создание открытых акционерных обществ со стопроцентным участием муниципального капитала для организации в границах г. Иркутска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, сбора и вывоза бытовых отходов, благоустройства территории, а также создание условий для формирования конкурентной среды на уровне подрядных организаций по содержанию и ремонту многоквартирных домов любых организационно-правовых форм и независимо от территориальной принадлежности".

Созданные в г. Иркутске четыре акционерных общества — управления жилищно-коммунальными системами — призваны представлять интересы населения в части системы жизнеобеспечения многоквартирных домов при различных способах управления.

Таким образом, в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления (Закон № 131-ФЗ), в городе созданы организации, отвечающие за электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение и снабжение населения топливом, а также сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. И только по решению общего собрания они могут быть выбраны собственниками для представления их интересов как управляющей организации наряду с другими управляющими организациями, в том числе и частными. Никто, ничего и никому не запрещает. И в этом конкурентном рынке преимущества имеет только собственник — как говорится, кого захотел, того и выбрал.

Собственник выбрал управляющие организации, доверил управлять своим имуществом — он сам за это и несет ответственность. (пж!!!) Равный конкурентный рынок.!!! Да, созданные ОАО — альтернатива частным компаниям, так как большинство жителей г. Иркутска в ходе социологических опросов высказали опасение по отношению к частникам. Мы еще раз подчеркиваем, что все должно быть направлено на интересы граждан города, а не наоборот.

К сожалению, не у всех это получается. И чаще всего, когда интересы бизнеса начинают преобладать, не думают о тех, для кого проводятся реформы. В г. Иркутске муниципальные власти понимают, что важно выбрать определенный баланс в достижении цели, не забывая о приоритете человека в период реализации определенных преобразований. Именно такой подход, на наш взгляд, определен городской думой и администрацией г. Иркутска. Эффективность или неэффективность принятых решений и их законность оценят собственник и время.

Специалисты сферы ЖКХ г. Иркутска отдают себе отчет, что действия со стороны представителей г. Ангарска совершенно закономерны, т. к. именно эти действия сегодня и являются проявлением конкуренции. Правда, у каждого свои методы. Кстати сказать, ангарские компании с позиции Жилищного кодекса РФ не являются сегодня управляющей организацией, а более подходят под статус организации, обслуживающей или осуществляющей работы только по содержанию и ремонту многоквартирных домов. Поэтому они и выбрали в г. Иркутске работу с ТСЖ. ТСЖ — это способ управления многоквартирным домом, где управляет правление, а содержание и ремонт многоквартирного дома осуществляет, в частности, ООО "Жилком". По сути, сегодня в свете нового жилищного законодательства ООО "Жилком" — подрядная организация.

Бытует мнение, что с применением нового жилищного законодательства сразу не должно быть государственных или муниципальных организаций. На самом деле это не так. Жилищный кодекс РФ просто разрешил теперь оказывать жилищно-коммунальные услуги организациям различной собственности и разных организационно-правовых форм, т. е., наоборот, дал право частникам наряду с существующими МУПами работать в этой сфере.

Сегодняшние наступления частников на сферу ЖКХ города Иркутска стали напоминать не совсем честную предвыборную кампанию. Хотелось бы отметить, что в таком деле не может быть нечестной игры, так как центральной фигурой здесь является человек.

Обращаемся ко всем конкурирующим между собой организациям в сфере ЖКХ г. Иркутска: помните об этом!