Велосипедное лето

Как правильно выбрать железного коня и где на нем кататься

Прямо пропорционально наступлению теплых деньков на улицах города появляется все больше и больше людей на двухколесных "конях". Велосипед как средство передвижения не утрачивает своей популярности. Наоборот, с каждым годом велосипедистов на иркутских улицах становится все больше, да и спортивные магазины предлагают все больший ассортимент двухколесных байков. Для не посвященного в велосипедные тонкости новичка выбор железного коня может стать настоящей дилеммой. Как же правильно выбрать велосипед и на что следует ориентироваться при его покупке?

Для чего?

Казалось бы, на первый взгляд, выбор велосипеда в наше время труда не составляет: любой уважающий себя спортивный магазин города предложит вам богатый ассортимент, состоящий из всевозможных разновидностей байков. Соответственно и ценовой разброс способен удовлетворить самые разные запросы: те, кто не хочет тратиться, вполне могут приобрести "не роскошь, а средство передвижения" по цене от 5000 рублей. Это самый низкий порог. В основном же цены в иркутских магазинах варьируются от 6000 тысяч рублей до тысячи долларов.

Правда, любой эксперт сразу скажет вам: не ориентируетесь при покупке велосипеда на цену, подумайте, зачем он вам нужен в принципе. Привязавшись к стоимости, люди зачастую забывают, что цена далеко не всегда отражает качество велосипеда: железные кони для скоростной и экстремальной езды по определению стоят дороже, чем велосипеды, на которых вы будете ездить в магазины или совершать неспешные "прогулки" по городским паркам и загородным лесам. Так что первый вопрос, который следует задать себе — начинающему байкеру: для чего мне нужен велосипед и где я собираюсь на нем кататься? От этого зависит, какую сумму имеет смысл отдавать за велосипед, и вообще — какой велосипед стоит приобрести.

Городской или горный

Прежде чем отправиться за покупкой нового стального коня, было бы неплохо разобраться в разновидностях современных велосипедов. Их, этих разновидностей, с каждым годом становится все больше и больше. Одна из самых распространенных классификаций: это городские, горные, шоссейные и трюковые велосипеды.

Для неторопливого и комфортного передвижения по городским паркам, тротуарам и другим ровным поверхностям хорошо подойдет так называемый городской велосипед (на языке профессионалов он еще называется сити-байк). Его легко можно узнать по классической закрытой (мужской) или открытой (женской) раме, большим (до 28 дюймов) колесам и ножным тормозам.

Крылья на колесах такого велосипеда почти всегда несъемные, чаще стальные, обязательно присутствует решетка багажника и защита цепи. Седло, как правило, установлено на пружинах или на амортизационном штыре, что существенно снижает ощущения от ухабов или неровностей асфальтового покрытия. Посадка высокая, поэтому руки ездока меньше устают.

Большим плюсом таких велосипедов является их исключительная надежность и простота в эксплуатации, а существенным минусом является их большой вес.

В случае если не хочется ограничивать себя ездой по ровным асфальтовым дорожкам, подойдет горный велосипед, который, по словам экспертов из иркутских спортивных магазинов, является сегодня самым популярным. Его отличают прочная невысокая рама с большим просветом для преодоления препятствий, средних размеров колеса (26 дюймов), обода из легких сплавов, широкие мощные шины. Горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач со средним и широким шагом, что позволяет без особых усилий въезжать в крутую горку и развивать хорошую скорость на прямой.

Шоссейный велосипед легко распознать по загнутому в виде бараньих рогов рулю и узким тонким лысым шинам. Он предназначен для долгой быстрой езды по гладкому асфальтовому покрытию. Это своего рода профессиональный вариант спортивного велосипеда, больше подходящий для уже поднаторевших велопользователей.

Кроме городских, горных и шоссейных велосипедов в магазинах Иркутска можно найти всевозможные разновидности велосипедов для экстремального катания: так называемого триала и фристайла. Они отличаются маленькими колесами диаметром 20—24 дюйма, жесткой низкой рамой и посадкой, отсутствием передач, ручными тормозами, а также пэгами (специальными рычагами, установленными во втулках колес). Все это позволяет профессионалам проделывать манипуляции, недоступные большинству обычных велосипедистов. Цены на стальных коней для триала и фристайла, как правило, значительно выше, чем на городские байки.

Главное — это рама

По словам Инны, продавца-консультанта одного из спортивных магазинов города Иркутска, первое, на что следует обратить внимание при выборе велосипеда, это рама. Сегодня рамы производятся из стали, алюминиевых и титановых сплавов, а также углепластика. Встречаются рамы из магниевых и бериллиевых сплавов.

Стальные рамы — самые тяжелые, их вес колеблется от трех до шести килограммов. Основное достоинство качественных стальных рам — их прочность и дешевизна. Кроме того, они быстро гасят вибрации, возникающие при езде. А основной минус - большой, по велосипедным меркам, вес, который сильно осложняет разгон.

Наиболее популярны в наше время алюминиевые рамы. Их используют ведущие велопроизводители. Как правило, такие рамы изготавливаются из сплавов с цинком, магнием или кремнием. Их вес составляет от полутора до трех килограммов. Алюминиевые рамы не столь долговечны — срок их жизни, как правило, ограничивается десятилетием.

Титановые рамы стоят в полтора-два раза дороже стальных и алюминиевых, однако обладают рядом существенных преимуществ. Они прочны, хорошо гасят вибрацию скорости и мало весят (около полутора килограммов).

Новичкам в велосипедных вопросах вряд ли известно, что помимо учета всех прочих технических характеристик при выборе велосипеда нужно учитывать размер рамы, соотносящийся с ростом велосипедиста. При росте 150—165 см рама нужна маленькая (16 дюймов), для людей с ростом 165—180 см подходят средние рамы (18 дюймов). При росте 180—200 см нужна большая рама (20 дюймов).

Приспособления и аксессуары

Приобретая велосипед, не следует забывать о том, что существует целый ряд необходимых приспособлений, без которых начинающему байкеру никак не обойтись. Главным в списке необходимых предметов значится велошлем — это первая вещь, которую нужно взять в руки, отдавая деньги за новый велосипед и еще не выйдя из магазина. Он начинающему ездоку просто крайне необходим. Особенно если вы планируете кататься в черте города или выезжать на проезжую часть.

В смысле безопасности все шлемы соответствуют одним и тем же стандартам. Они делаются из пенопласта, покрытого сверху пластиковой оболочкой, и призваны спасать велосипедиста от серьезных травм при ударе головой на скорости до 20 км/час.

Кроме того, при покупке велосипеда будет не лишним приобрести к нему специальный набор инструментов: шестигранные ключи и отвертки, монтажки для колес, запасную камеру, заплатки и насос. Кроме того, не обойтись и без необходимых осветительных приборов.

По российским правилам, велосипед, владелец которого хоть изредка ездит по автомобильному шоссе, должен быть оборудован спереди белым фонарем или отражателем, а сзади — красным.

Помимо всяческих приспособлений нелишне будет задуматься и о специальной велоодежде и обуви. Конечно, каждый велосипедист сам решает, в чем ему удобнее кататься на своем байке, и специальные велоштаны — вещь не самой первой необходимости. Другое дело обувь. Она обязательно должна быть на жесткой подошве, чтобы крутить педали велосипеда было максимально удобно.

По словам экспертов, современные велосипеды достаточно надежны и не требуют слишком тщательного технического ухода. К тому же зачастую на велосипеды выдается годовая гарантия. Так что главное — выбрать наиболее подходящую вам модель байка. Конечно же, в специализированном спортивном магазине.