Иркутяне попадают в сети сетевого маркетинга

Желающие заработать на продажах остаются без копейки

Уже, наверное, никому не нужно рассказывать, что такое "Гербалайф". Наученные горьким опытом россияне, еще несколько лет назад в объявлениях о поиске работы писали: "Гербалайф" не предлагать". А компании сетевого маркетинга в объявлениях о наборе сотрудников в свою очередь упоминали: не "Гербалайф". Однако клюнувшие на удочку соискатели, вскоре узнавали, что это все-таки был именно он, потому что "Дермаджетикс", "Термаджетикс" — это то же самое, а "Санрайдер" или "Ньювэйз" — ну просто его близнецы-братья.
В последние годы сетевые структуры, подобные "Гербалайфу", получили в России очень широкое распространение — косметические "Орифлейм", "Эйвон", "Мэри Кей" и т. д.; специализирующиеся на БАДах "Вижн" и "Тяньши"; сбытчики бытовой продукции "Ам-вей", "Цептер" и откровенно мошеннические организации, которые продают пенсионерам дешевые китайские чайники и утюги по баснословным ценам. Не счесть и компаний, которые являются типичными финансовыми пирамидами. Попасть в такие организации теперь можно, обратив внимание на объявления типа: "Работа в офисе", "Требуются помощники руководителя" или даже "Кадровое агентство".

Торговцы воздухом

В Иркутской области от деятельности дистрибьюторов организаций, которые являются коммерческими культами, ежедневно страдают сотни людей — одних попросту обворовывают; другие, желая быстро исцелиться, теряют здоровье. Однако сами дистрибьюторы, попавшие однажды в сети сетевого маркетинга, чувствуют себя гораздо хуже тех людей, которых они ежедневно обманывают. Стараясь заработать, они все больше влезают в долги, распродают все, что имели, но уйти из организаций, которые являются коммерческими культами, уже не могут. Там, как и в сектах, все поют, танцуют и кричат. Длительная психологическая обработка делает свое дело: попавшие в сети становятся их рабами, а потом, утратив способность к труду, оказываются на улице — без денег, без квартир, с тяжелыми изменениями психики.

Распространители, как правило, не регистрируются как частные предприниматели и не платят налогов. В результате те, кто верховодит сетевыми организациями, получают баснословные доходы, а их так называемые сотрудники не получают практически ничего, потому что оказываются постоянно должны компании кучу денег.

Деньги сетевикам приходится зарабатывать обманом. К примеру, они запросто могут убедить несведущего человека в том, что такая-то биологически активная добавка лечит рак. Известно, что БАДы вообще не являются лекарственными средствами и предлагать их как панацею от всех болезней просто преступно. Говорить о том, что какими-то таблетками неизвестного происхождения можно вылечить рак, еще большее преступление. Такого лекарства просто не существует.

Еще один обман — цена чудо-средства. Затраты на изготовление БАДов минимальны — себестоимость одной таблетки, спрессованной из травяной пыли, составляет 3—5 копеек. Однако банки с какими-нибудь "исцелинами" и "жизнедарами" могут продаваться по цене, близкой к тысяче рублей и больше. Причем распространители обычно предлагают несколько банок — на курс "лечения". И пенсионеры, желая оздоровиться, отдают последние сбережения, отложенные на собственные похороны, — 10—15 тысяч рублей.

Та же история с косметическими средствами. Практически все центральные офисы компаний сетевого маркетинга находятся в США, а вот заводы по изготовлению косметики — в основном в Китае. Себестоимость кремов, якобы возвращающих молодость, опять-таки ничтожно мала, а вот продаются они по бешеным ценам — до 10—20 тысяч рублей за упаковку из нескольких тюбиков, составляющих курс "омоложения".

Сетевые лидеры заставляют сотрудников бросать учебу

Светлану родители буквально силой вытащили из лап сетевиков, после того как девушка перестала посещать университет и приезжать домой. А началось все с вполне, казалось бы, безобидного разговора на улице.

После окончания 11-го класса жительница Усолья-Сибирского Светлана приехала в Иркутск поступать в университет. На улице к Свете подошли две девушки: "Не интересует ли вас деловое предложение?" Из разговора Света поняла, что ей предлагают интересную, высокооплачиваемую работу, которая не помешает учебе, — трудиться можно в свободное время. Будущая студентка сказала, что с сентября будет жить в Иркутске и оставила свой телефон.

Уже в октябре девушке позвонили и пригласили на встречу, заметив, что эта встреча очень важна, особенно для самой Светы. Офис, куда ее пригласили, располагался в центре города, в здании одного из крупных магазинов Иркутска. Света сразу обратила внимание на то, что собравшиеся на встречу люди были одеты как-то не очень, и засомневалась в обещанных высоких доходах.

Однако девушке объяснили, что KGC — компания новая, занимается элитной косметикой, ухаживающей за лицом так, что не потребуется никакая пластическая хирургия. Потом Свете сказали, что она должна внести вступительный взнос — 730 евро. На эти деньги девушке предоставят продукцию, которую она быстро и успешно распродаст и получит колоссальный доход.

Света поговорила с родителями, и они помогли ей с деньгами — думали, что дочь действительно попала в какую-то хорошую организацию и сможет прилично заработать.

Девушка получила обещанную продукцию, и тогда выяснилось, что, к примеру, маску для лица, состоящую из трех небольших тюбиков, она должна продавать за 6,5 тысячи рублей. В арсенале, за который Света отдала 730 евро, также была интимная косметика — кремы для тела, средства для рук и ног, омолаживающие кремы для лица.

— Сначала мне казалось, что в компании все мне рады, — вспоминает Светлана. — Лидеры города (так себя называют продвинувшиеся по сетевой лестнице. — Прим. авт.) улыбались, говорили, что у меня все получится. А потом выяснилось, что я постоянно должна платить за то, что просто там нахожусь, иначе меня выкинут.

Ничего из этой продукции, купленной за такие огромные деньги, Света продать не смогла — найти человека, который отдаст за непонятную маску для лица 6,5 тысячи или купится на рекламу крема, который нужно втирать до полного оргазма, действительно непросто. А 730 евро жалко, хочется их хотя бы вернуть, но это невозможно.

Раз в три месяца каждый сотрудник должен делать следующий заказ на сумму не менее 7 тысяч рублей, иначе его выбросят из системы.

Света не смогла ничего продать, поэтому стала концентрироваться на том, чтобы приглашать в компанию новых членов. За каждого "завербованного" девушке обещали 100 евро, но только в том случае, если она сделает повторный заказ.

Получался замкнутый круг, из которого не было выхода. Светлану заставляли каждый день посещать так называемую школу, а за прогулы грозились выкинуть из системы. Девушка забросила учебу — времени на нее абсолютно не было.

— Нам говорили, что учеба не нужна, призывали бросать университет, — рассказывает Света. — Но вот учиться в компании нужно было обязательно, поэтому мы на свои деньги выезжали в разные города — Новосибирск, Красноярск... Посещали семинары. А когда в Иркутск приезжал лидер из другого города, то мы на его проживание и пребывание также собирали собственные деньги, скидывались, потому что он приехал нас обучать.

Семинары и школа, по словам Светы, проходят примерно одинаково: включают музыку, все делают что-то типа зарядки, танцуют. Когда входит лидер, все начинают кричать, как на футбольном матче, — приветствуют лидера как успешного человека. Потом все рассказывают свои истории — кто как сработал за неделю.

Родители сумели убедить Светлану, что все в этой компании сплошной обман, но мама Светы до сих пор вспоминает историю, произошедшую с ее дочерью, как страшный сон.

— Мы с мужем сначала даже не подозревали, что такое могло произойти, — говорит Нина Михайловна, мама Светы. — На некоторое время нам пришлось уехать, а когда вернулись, дочь уже полностью находилась под влиянием компании. Она поселилась на квартире вместе с девочкой из этой же организации, не училась, все время проводила в этой школе. Когда я туда пришла, мне не давали общаться с дочерью — говорили, что она занята, что у них все по расписанию. Я не могла понять, что происходит с ребенком: на них там как будто гипнозом действуют. Потом нашла родителей другой девочки из этой организации. И выяснилось страшное: они, можно сказать, потеряли свою дочь. Она влезла в долги так, что к ним приезжали домой выбивать эти деньги. Оказалось, что сотрудников компании постоянно призывали занимать деньги где угодно и добывать их какими угодно путями, потому что нужно быть первым, лидером, нужно делать взносы. Дети сидели голодные, им не на что было купить еду — они находились в постоянных долгах. Однако им продолжали говорить: "Ищите деньги, занимайте, делайте взносы". Там детей обманывают, обещают учебу за границей и карьерный рост. А в результате дети бросают институты, уходят от родителей, попадают в долговые ямы и даже доходят до того, что ради денег совершают преступления.

Светлана пробыла в компании два с половиной месяца. Родители сумели вовремя вытащить девушку из этой организации, и сейчас Света стала понимать, что ее действительно обманули. Когда девушка находилась в компании, она этого не осознавала — на глазах будто была пелена.

Сетевики обманывают ветеранов войны

Люди, которые ходят по квартирам и предлагают "бесплатно" кучу ненужных вещей, тоже являются членами одной из сетевых компаний.

В прошлом году в Иркутске был задержан мужчина, который, представившись представителем общества ветеранов, пришел в дом ветерана войны и заявил, что принес ему подарки. Потом оказалось, что за доставку даров нужно заплатить. Он также поведал пенсионеру историю о том, что весь дармовой товар предоставляет некая фирма "Садко", расположенная в Иркутске по адресу: Советская, 45а. Родственники пенсионера успели записать номер машины, на которой приезжал лжечлен общества ветеранов, — и мужчину задержали. Тогда же выяснилось, что по указанному адресу никакая фирма "Садко" не располагается.

Однако на днях загадочная фирма вновь дала о себе знать. Дистрибьюторы начали гастролировать по городам области и уже обманули пожилую женщину, ветерана войны из Ангарска.

— Молоденькая, симпатичная девушка постучалась, сказала, что мне подарки полагаются, — рассказывает Софья Петровна. — Я не хотела дверь открывать, но она свой паспорт показала, и я поверила. Подарков было много, глаза разбежались: чайник, утюг, набор ножей, пластиковая посуда для микроволновой печи, фильтр для воды "Евгеника", прибор для резки овощей. Девушка сказала, что все это сделано в Германии и стоит дорого — 12 тысяч 860 рублей. Однако мне это все отдадут абсолютно бесплатно, только надо заплатить за доставку 3 тысячи рублей.

Девушка оставила пенсионерке записку с адресом компании и своими координатами: "Иркутск, ул. Советская, 45а, компания "Садко", тел.: 42-**-**, Самонова Наталья Константиновна". И заметила, что, если что-то не будет работать, товар заменят.

Пожилая женщина очень давно не была в магазинах промышленных товаров, не знала, сколько в действительности стоят все эти вещи, и, естественно, не могла определить, где именно товар был изготовлен, — поверила на слово. Бабушка хотела сделать подарки внукам и уже мечтала о том, как они обрадуются этим нужным вещам.

Однако внуки, сразу поняв, что произошло, принялись за поиски интересной девушки. Они выяснили, что никакого офиса фирмы "Садко" по указанному адресу нет, а по телефону, который оставила мошенница, женский голос отвечал: "Вы не туда попали".

"Германские" товары оказались либо сделанными в России, либо вообще без признаков какого-либо изготовителя, и красная цена всей куче барахла — 500 рублей.

Теперь бабушка не спит ночами, у нее поднимается давление. Она спрятала "дары" подальше, чтобы они не напоминали ей о том, что живут на свете люди, способные обманывать ветеранов, которые всю войну трудились, приближая победу, на благо будущих поколений, ради таких вот милых девушек, утративших понятия совести, сострадания и любви.

Комментарий

Ольга Акуленко , психолог Центра психотерапевтической помощи г. Иркутска:

- Зачастую люди, ставшие звеньями организаций сетевого маркетинга, жертвами себя вовсе не считают. Напротив, они мнят себя победителями, потому что им регулярно на собраниях и специальных бизнес-тренингах внушают, что они лидеры, успешные люди, которые могут заработать очень много денег, продвинуться по карьерной лестнице, поехать за границу...

Если человек практически сразу понимает, куда он попал, и хочет уйти, то покинуть организацию для него не проблема. Люди, которые всегда страдали от недостатка общения, долгое время не могли найти работу, посещали психологов и находились в постоянном поиске своего места в жизни, попав в какую-либо организацию сетевого маркетинга, также могут оттуда вырваться, но после этого им требуется психологическая помощь, и они за ней обращаются.

А вот легковнушаемые люди, принимающие все на веру и не обремененные какими-либо моральными ценностями, в таких организациях задерживаются надолго, а потом уже не могут уйти. Они переходят из сети в сеть и послушно выполняют поручения руководителей. Даже от постоянного прессинга: "Почему так мало зарабатываешь? Нужно больше работать!" - они вовсе не испытывают дискомфорта.

После посещений собраний и тренингов, которые часто сопровождаются массовым пением, танцами, психологической обработкой, люди утрачивают общепринятые духовные ценности и моральные принципы. Чтобы заработать деньги в сетевой организации, нужно навязывать продукцию обманом, рассказывая о ее чудодейственных свойствах. Поэтому такие личные качества, как совесть и чувство собственного достоинства, для работы в сетевом маркетинге совершенно не нужны. Эти качества убиваются, личность полностью обесценивается, изменяется привычная картина мира. Сломленные, раздавленные, смешанные с грязью люди уже не могут жить вне сетей - только там они находят себе подобных, а все, что вне, становится для них чуждым и непонятным.