В суде слушается дело о медицинской ошибке

В Иркутске начались слушанья уголовного дела, заведенного Кировской прокуратурой по факту смерти в 2002 году Натальи Герасимовой, которая вместе со своим новорожденным сыном умерла после тяжелых родов из-за профессиональной ошибки врача.

Когда Наталья легла на сохранение в родильный дом на Бограда (Иркутский городской перинатальный центр), она была спокойна — вторая беременность протекала вполне нормально. Во время родов Наталье необходимо было сделать кесарево сечение, но ответственный врач решила, что пациентка сможет родить самостоятельно и отказалась от операции, изменив план родов. В итоге ребенок родился мертвым, с обвитой вокруг шеи пуповиной. У Натальи произошел разрыв матки, и через несколько дней она скончалась от обильной кровопотери.

В суд обратился брат умершей Глеб Глазков. Он не поверил, что смерть сестры оказалась трагической случайностью и потребовал проведения проверки деятельности дежурной смены врачей.

— Сестра была абсолютно здоровым человеком, — рассказывает Глазков. — Налицо вопиющая халатность врачей. Когда я обратился к ним за разъяснениями, то услышал лишь одно: "Извините".

После обращения в прокуратуру в больнице было проведено специальное служебное расследование. Обнаружилось, что в смерти Натальи и ее ребенка напрямую виноваты врачи. Результаты проведенного расследования дали основание областной прокуратуре для заведения уголовного дела. При расследовании выяснилось, что если бы врачи вовремя провели кесарево сечение, то и мать, и, возможно, ребенок остались бы живы. Судя по медицинской проверке, ребенок не дожил до родов всего несколько минут.

Как сообщила главный врач Иркутского перинатального центра Ирина Ежова, после того как расследование доказало факт ошибки, допустившая непоправимую халатность врач была уволена. А в родильном отделении центра было проведено несколько служебных проверок, после которых начальник отделения также был снят с должности.

Такого юридического понятия, как врачебная ошибка, в России не существует. Поэтому дело на врача, допустившего смерть роженицы, завели согласно статье 109 Уголовного кодекса ("Причинение смерти по неосторожности"). По словам врача-юриста Ефима Бараша, это первый подобный случай в Иркутской области, когда уголовное дело заводится на медицинского работника в связи с его профессиональной деятельностью.

— В процессе судебного расследования в Новосибирске были проведены две судебно-медицинские экспертизы, в ходе которых выяснилось еще несколько подробностей, говорящих о халатности врачей, — рассказывает Ефим Бараш. — После того как у Натальи начались схватки, она четыре часа пролежала в палате, ожидая прихода врачей. Между тем эти часы оказались роковыми для ребенка. Все это время он был жив, у новорожденного были все шансы выжить.

После того как на свет появился мертвый ребенок и у Натальи произошел разрыв матки, врач, вместо того чтобы немедленно провести операцию, начала ручное обследование матки. В итоге было потеряно 30 минут. Согласно медицинской экспертизе, во время операции, опять же по неосторожности врачей, были повреждены два крупных сосуда. После трех дней, проведенных на аппарате искусственной вентиляции легких Наталья скончалась, потеряв в общей сложности восемь литров крови.

Моральный ущерб за смерть сестры Глеб Глазков оценил суммой около четырех миллионов рублей. По словам Ефима Бараша, если дело будет выиграно, вряд ли суд удовлетворит по иску эту сумму.

Брат же Натальи, понимая, что сестру уже все равно не вернешь, надеется лишь на то, что судебное разбирательство восстановит справедливость. Еще он хотел бы найти могилку ребенка Натальи.

— Мне долго не говорили, где похоронен младенец, — рассказывает Глазков. — Потом сказали, что его захоронили в общей могиле, дали мне номер. Я обошел все Александровское кладбище, но могилы с таким номером не нашел.