Первые гонщики появились еще в 1917-м

Когда-то нарушителями движения занимался НКВД

С того момента, как появилась служба дорожного движения, 3 июля будет 70 лет. Но первые инспектора дорожного движения вышли на улицы гораздо раньше — они регулировали движение конных экипажей.

Накануне Первой мировой войны в России было всего 13 000 автомобилей, причем в основном зарубежного производства. Поэтому каких-либо мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий практически не проводилось.

В 1917 г. в журнале "Автомобиль" было напечатано: "В тот момент, когда с углов улиц исчезли внушительные фигуры городовых, у всех автомобилей открылись глушители, погасли номерные фонари и частью исчезли номерные знаки. При этом скорость не только легковых автомобилей и мотоциклов, но и грузовиков перешла за пределы благоразумия, в значительной степени на страницах газет увеличилась рубрика автомобильных "зверств".

С 1918 года в охране правопорядка принимает участие общественность. Были созданы специальные организации под названием "Друг общественного порядка" (ДОП). В обязанности дружинника входило наблюдение за движением транспорта и пешеходов на улицах с интенсивным движением. В частности, они следили, чтобы экипажи держались правой стороны. И в настоящее время существуют внештатные инспектора безопасности дорожного движения.

А нелюбимые автомобилистами штрафы за нарушение правил дорожного движения вошли в историю ГИБДД 1 декабря 1924 года.

День рождения ГАИ (ГИБДД) — 3 июля 1936 года. В этот день Совнарком СССР своим постановлением утвердил основополагающий документ — Положение о ГАИ Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Основными задачами инспекции стали: борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.

Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы. Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, на месте дорожно-транспортных происшествий использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование, организовано серийное производство аппаратуры для программированного приема экзаменов по правилам дорожного движения.

Сейчас у многих возникает вопрос, как же правильно говорить: ГАИ или ГИБДД? В 1998 году Борис Ельцин своим указом переименовал Государственную автоинспекцию (ГАИ) в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Нынешний президент Владимир Путин назвал эту аббревиатуру трудновыговариваемой и в 2002 году вернул службе старое название. Впрочем, во избежание лишних трат на переименование Госавтоинспекция до недавнего времени называлась и ГАИ, и ГИБДД — как вам больше нравится. Сейчас в Иркутской области работают 1650 инспекторов ГАИ-ГИБДД.

Интересно

К 70-летию ГАИ приурочен первый в истории ГАИ Иркутской области конкурс "Мисс ГИБДД". Конкурсантки ответственно отнеслись к нему и начали готовиться заранее: брали уроки танцев и рукопашного боя, учили правила дорожного движения и тренировались в стрельбе. Планируется, что конкурс станет ежегодным.