Серийный убийца симулирует психическое расстройство

Отравитель опробовал свои смеси на случайных людях

В прошлом номере мы уже рассказывали о поимке черемховского серийного убийцы Александра Осокина (настоящие имя и фамилия в интересах следствия пока не разглашаются). Напомним, его обвиняют в совершении десятков преступлений, которые он совершил, представляясь своим будущим жертвам врачом.

Результаты экспертизы показали, что черемховский убийца не является маньяком. Иными словами — медики не нашли у него психических отклонений. Но убийца, говорят работники следствия, теперь активно симулирует отклонения. Однако установлено, что у лжедоктора был исключительно корыстный интерес, удовольствия от убийства он не получал. У него существует скорее духовная, чем душевная аномалия, высшая степень эгоизма. Этот человек противопоставляет себя обществу.

— Он считает, что все вокруг гады и мерзавцы: президент в первую очередь, олигархи. А милиция торгует наркотиками и спиртом. О своих жертвах он был крайне негативного мнения. Например, ветеранов он называет штабными крысами, которые не нюхали пороху. Об инвалидах говорит, что они инвалидности себе купили, — рассказывает оперативный работник, занимающийся делом черемховского убийцы.

Зато о себе он высокого мнения. Считает себя безгрешным и вину за все свои деяния возлагает на общество. Мол, оно сделало его таким.

"Профессиональная" биография серийного преступника началась еще в 1972 году, когда он угодил под суд по малолетке. А дальше покатилось... Самая нехорошая статья была у него в 1982 году — он изнасиловал несовершеннолетнюю. Тогда ему вменили еще и попытку побега. Система безопасности при перевозке преступников была иная, нежели сейчас. Насильнику удалось закосить под сокамерника, сидевшего по более легкой статье, и уехать в Шелехов, где он и попытался бежать. Но его тут же скрутили, и он получил 15 лет. В 1997 году Осокин попался за превышение пределов необходимой обороны: убил ножом одного человека, второго ранил из обреза. Действительно ли имело место превышение обороны, неизвестно. Как бы то ни было, Осокина не судили.

В 1997 г. Осокин женился. В 2000 году он работал в Черемхово на добыче талька. Потом уже нигде не работал, что, впрочем, не помешало семье купить в августе 2004 года "Тойоту-Калдину" за 120—130 тысяч рублей. Жена объясняла, что она-то ведь работает, крутится. Каким образом завхоз детского образовательного учреждения накрутила кругленькую сумму на авто, загадка.

В багаже Осокина неоконченное среднее образование и огромный, по преимуществу лагерный, жизненный опыт. Несмотря на негативное отношение к людям, он коммуникабелен и легко входил в доверие к неосторожным гражданам, представляясь доктором. Он умело работал с информацией, собирая ее везде. Например, на вокзале рассказывал какому-нибудь деревенскому жителю о федеральной программе помощи малоимущим. Тот ему выкладывал, кто есть кто в его деревне. И Осокин отрабатывал этот район, отравляя стариков, присваивая их имущество.

Он не колол им азалептин и аминазин, как писали ранее. Осокин использовал таблетки. Сам он говорит (правда, понять, где правда, где ложь в его рассказах достаточно трудно), что способ добывать деньги ему подсказал работник правоохранительных органов. Вину свою Осокин признает "волнами" — то признает, то нет.

Таблетки он добывал по-разному. В Черемхово, пока еще не был в бегах, покупал у медиков. Известно, что в аптеках, переплатив некоторую сумму, из-под полы можно купить даже лекарства из рецептурного списка "б". На западе страны, куда он побежал, использовал случайные лекарства из аптечек своих жертв — отравив хозяина, прихватывал из квартиры аптечку.

— Он знаком с дозировками, в таблетках ведь есть бумажки. Этот доморощенный фармацевт просто смешивал разные препараты — преимущественно те, которые нельзя было принимать с алкоголем.

Он опробовал свои смеси на случайных людях, предлагая кому-нибудь на вокзале выпить. Желающие находились, так что неизвестно, сколько реально числится трупов за черемховским отравителем. Но когда он был в бегах и пользовался случайными таблетками, трупов было меньше. В Кирове из 11 эпизодов только три умершие жертвы.

Иногда жертвам Осокина просто везло. Так, в Тайшете лжедоктор напоил мужичка, приехавшего из Канска в Тайшет за тряпками. Вычислил легковерного, представился доктором, тут же поставил диагноз "проблемы с давлением" и предложил полечиться — выпить бальзам Биттнера. Бальзамчик оказался убойный. Дяденька расстался с пачкой денег. Но, к счастью, не с жизнью — он вовремя заподозрил подвох и в ближайших кустах прочистил желудок. И чуть живой на такси доехал аж до Канска.

Всего за душегубом числится 31 установленный эпизод. Однако следствие считает, что случаев больше. Вдоль железной дороги, по которой путешествовал отравитель, 14 регионов, и везде он мог отметиться. В глубинке ведь бывает, что хоронят и без экспертизы.

Приходится учитывать и другой фактор: такой же способ используют многие преступники (можно вспомнить хотя бы так называемых клофелинщиц). В Перми, где наследил черемховский отравитель, из 120—140 дел по отравлениям всего пять эпизодов числятся непосредственно за Осокиным. К тому же Осокин активно использовал чары своих боевых подруг. Так, в Кирове он представлял подельницу медсестрой.

Кстати, и жена, и подруги отравителя очень по нему скучают. В Кирове он был задержан буквально в последний момент перед бегством — подруга предупредила об опасности. И в СИЗО ему писали нежные письма жена, любовница и подельница.