Пожилого жителя Качуга обвиняют в убийстве матери

59-летний Виталий Сальников провел в тюрьме два месяца

Мать Сальникова, лежачая больная, инвалид, была убита в разгар новогодних праздников, в ночь с 2 на 3 января. По подозрению в совершении этого преступления Виталий Сальников был арестован, но уже в марте вышел из СИЗО по состоянию здоровья. Вот уже несколько месяцев он пытается доказать прокуратуре района, что никого убивал. Говорит, они с женой уже нашли убийц и теперь органам нужно только доказать их вину.

Семь ударов ломом.

— Мать больше года назад сломала ногу и никак кость не срасталась. Поэтому и не вставала, — рассказывает пенсионер Виталий Сальников.

Вместе с женой Светланой он приехал с Камчатки в Качуг специально, чтобы быть поближе к 85-летней старушке. Они покупали продукты, навещали ее, смотрели за порядком. С матерью жил младший брат Виталия Сальникова.

— Брат мой алкоголик. На этой почве его жена выгнала, а мать из жалости приютила. Из-за пьянства у него и крыша порядком поехала, инвалидность у него была. Он умудрялся даже ходить голый перед родной матерью...

Старушку убили жестоко — разнесли голову ломом, ударив семь раз. Брат тоже пострадал, ему тоже разбили голову, теперь он окончательно инвалид. Но именно брат и показал на Виталия Сальникова как на убийцу.

— И ему поверили. А вы представляете, в каком состоянии он был, с развороченной головой, когда у него показания брали?

Сальникова арестовали. Его жена Светлана Ивановна, будучи поражена таким поворотом дела, кинулась к прокурору.

— Я рассказала прокурору, что мы были сначала у матери, забрали сестру мужа и все поехали к нам домой. Дома мы смотрели телевизор, и муж никуда не отлучался. Но прокурор заявила сразу: "Ваш муж убил мать".

Сперва Виталия Васильевича поместили в изолятор временного содержания в Качуге, а через четырнадцать дней перевезли в Иркутск. Сальников рассказывает, что для него это были очень тяжелые дни, не только морально, но и физически, поскольку он диабетик (пять раз в день он должен колоть себе инсулин). В Качугском ИВР ему дважды вызывали скорую, но на прием к врачу, несмотря на письменные просьбы, так и не свозили. В Иркутске он попал в больничный корпус СИЗО. Выпустили Сальникова "по здоровью", а через полмесяца из-за ухудшения состояния ему дали инвалидность.

— Я нанервничался здорово. В ИВС мне говорили, что все равно я ничем не оправдаюсь, что в Иркутске попаду в пресс-камеру, в красный корпус, и там все, что от меня хотят, скажу. Но я в больничный попал.

Убийц вычислили по кольцу

В своем нездоровье видит Сальников один плюс: если бы его не отпустили, они с женой не вычислили бы настоящих убийц матери.

— На меня сильно давила прокурор. Сидел я в камере с одним убийцей — он обвинялся в том, что в Верхоленске двух мужиков убил. Так вот с ним мне потом очную ставку устроили, и он сказал, что я, мол, ему докладывал, что мать свою порешил. Уверен, его прокуратура заставила так сказать.

Сальников не чаял уже и выйти из тюрьмы. Но когда его выпустили, то в самом главном он не почувствовал облегчения: обвинение с него не сняли. Тогда он и его жена стали сами расследовать это дело. Они сразу посчитали, что убийца (или убийцы) хотели обокрасть старушку: в доме все было разворочено, украдены все продукты, с пальца матери снято золотое кольцо — подарок сына и невестки. Единственное, что преступники не нашли, — деньги, которые Сальников спрятал глубоко, за стенкой выдвижного ящика шкафа.

— Мы сразу обратили внимание, что у матери нет кольца на пальце. Мы пошли в морг и спросили про кольцо у женщины, которая там работает. Она сказала, что, действительно, кольца нет, но есть свежий след от ношения кольца, — рассказывает Светлана Ивановна.

Кольцо обнаружилось у няни-сиделки, которую Виталий Васильевич нанимал ухаживать за матерью. Следователям сиделка сказала, что кольцо старушка ей подарила как дешевое, медное.

— Мы к ней пришли, но она стала кричать, что у нее две ходки на зону, что она ничего не боится. Мы считаем, что именно сиделка навела убийц.

Сальниковы удивлены, что прокуратура не придала значения пропаже кольца и до сих пор, по словам Виталия Васильевича, старается этот факт замалчивать.

В убийстве сами Сальниковы подозревают двух качугцев, 25 и 17 лет. Тот, что постарше, уже был замечен в зверских поступках. Существует заявление его гражданской тещи, что он избивал клюкой жену, маленькую дочку и тестя. В конце заявления приписка: "Я боюсь его прихода. Он нас всех убьет".

Но эти двое молодчиков уже сидят в тюрьме — по легкой статье, за причинение телесных повреждений. Их посадили через некоторое время после того, как старушка была убита.

Обвинения не сняли

Уже после того как Виталия Сальникова выпустили, его брат написал заявление с требованием снять со старшего брата все обвинения, поскольку сам он находился в состоянии, связанном с потерей памяти. Однако обвинений с Сальникова не сняли.

Виталия Сальникова отправили на психиатрическую экспертизу, 14 дней он провел в стационаре психдиспансера. О результатах экспертизы Сальниковы не знают.

В Качуге о Сальниковых говорят теперь всякое. Светлана Ивановна рассказывает, что кое-кто считает мужа сумасшедшим, женщины на улице рассказывают ей подробности из дела мужа: мол, нашла у него милиция страшный нож и какой-то знак. Что за знак, не уточнили, но Светлане Ивановне ясно, что репутация их подмочена. Хотя те, кто хорошо их знает, относятся к ним по-прежнему. Виталий Васильевич всегда был человеком ответственным, уважаемым, работал начальником на теплосетях и такое общественное отношение тяжело переносит. Светлана Ивановна, женщина интеллигентная, по профессии фармацевт, дочь ветерана войны, тоже чувствует себя невыносимо.

Теперь Сальниковы ездят по инстанциям, требуют независимого расследования. В прокуратуре Иркутской области на заявление о кольце ответили, что проведена проверка и возбуждено уголовное дело по ст. 158, ч. 1 ("Кража").

Виталий Сальников обратился в приемную депутата Госдумы Николая Курьяновича, члена комитета по безопасности. Из приемной был отправлен запрос на имя прокурора Иркутской области и генпрокурора РФ. Депутат Курьянович взял дело Сальникова под личный контроль.

Светлана Ивановна от переживаний попала в больницу с инфарктом.

— Вы можете представить, что я пережила, когда прокурор заявила, что мой муж мать свою бил, а я ее душила!

На Качугскую прокуратуру они не надеются и готовы дойти до Гаагского суда, если это будет необходимо для восстановления репутации.

Пока Сальниковы серьезно надеются только на помощь Николая Курьяновича:

— Мы такое отношение только в кино видели, думали, что только в кино такие страсти и бывают. Оказалось, в жизни тоже...

Комментарий

Редакция обратился в прокуратуру района, чтобы выяснить, что же все-таки происходит с делом Сальникова. К сожалению, прокурор района оказалась на больничном. Однако нам пояснили, что по данному делу проводится расследование и что Сальников действительно до сих пор находится под подозрением. Относительно психического здоровья Сальникова у следствия имеются некоторые сомнения. Поэтому ему было рекомендовано пройти освидетельствование у психиатров. Но, как пояснили в прокуратуре, местные врачи не имеют возможности сказать, здоров он или нет. Ему рекомендовано освидетельствование в институте Склифософского в Москве. Каким же образом рядовой житель Качуга, пенсионер-инвалид, доберется до Москвы? В этом прокуратура обещала помочь.