Жители села Хайта пишут в милицию от имени детей

Когда участковый приезжает на место, хайтинцы идут в отказ. Ведь пишут они о самогонщиках и владельцах спиртовых точек, которых сильно боятся

Старушки косят под детей

Бороться с национальным бедствием, особую массовость приобретшее в последнее время на селе, жители Хайты решили по-своему. Корень зла, по их мнению, кроется в алкоголе, доступном в любое время дня и ночи, а значит — в тех людях, что способны спекулировать на пороках односельчан. Хайтинцы жалуются письменно, подписываясь лаконично: "Дети" — и направляют письма в Усольский РУВД, к мэру района и в местную газету.

Вот что они пишут: "Многие односельчане, в том числе и наша мать, умерли (сгорели от спирта), троих убили. Уже дошло до того, что спирт стали носить в местную школу. На продажу..." К письму прилагалось около десятка адресов спиртовых точек в Хайте. Между строк письма явно читалось: село утопает в пьянстве. Утопает настолько, что уже дети начали выступать в лице возмущенной общественности.

На въезде в Хайту нам попалась пожилая пара — коренные жители поселка. Фамилия Круцковы (такую фамилию в письмах указывали дети) им ни о чем не говорила.

— Неудивительно, что нам незнакома эта фамилия, — говорит Агафья Федоровна, — ведь у нас появилось столько приезжих. Едут семьями из Ангарска, из Иркутска, а сельской работы-то не понимают совсем. Вот и голодают, живут на детские пособия и пьют горькую.

Агафья Федоровна назвала нам несколько адресов спиртовых точек.

— Только фамилию мою не указывайте, — просила нас женщина, — а то еще дом мой подожгут.

Опрос других жителей села тоже никаких результатов не дал. Хайтинцы пытались нам помочь изо всех сил. Однако же семьи с фамилией Круцковы, судя по всему, в поселке просто нет.

Прояснить ситуацию смог лишь помощник участкового уполномоченного Усольского РОВД Юрий Крестов:

— Фамилия действительно вымышленная, — говорит Юрий Александрович. — Подобное письмо уже приходило в Усольский РОВД. Почему оно с ошибками? Потому что писала его малограмотная хайтинская старушка. По данному письму мы проводили проверку, но самогонщики и владельцы спиртовых точек народ осторожный, незнакомое лицо вызывает у них недоверие. Когда наш сотрудник проводил контрольный закуп, то натолкнулся на удивленно-возмущенные глаза. "Мы спиртным не торгуем!" — отрезали чужаку самогонщики.

Раньше в Мишелевке и Хайте регулярно изымали самогонные аппараты. Сегодня, согласно недавно вступившему в силу закону, милиционеры не имеют права нарушать пределы частной собственности. Да и люди зачастую отказываются от собственных показаний. Пишут письма от имени детей, а сами не решаются хоть чем-то помочь милиционерам.

Торгуют спиртом рядом со школой

На дворе полдень. На улицах Мишелевки и Хайты появляется все больше и больше местных жителей. Двое мужчин погрузились на мотоцикл, оба чуть живы от выпитого. На бревне около дома сидит мужчина с маленьким мальчиком — отец с сыном. На загорелом лице папаши проступает свежий фиолетовый синяк. Это обычная картинка для Мишелевки и Хайты.

— Очень много у нас точек со спиртом, — говорит Елизавета Полякова, специалист местной администрации. — Спирт покупают у оптовиков в поселке Белореченском, да и самогоном сельчане тоже неплохо промышляют. У многих жителей это основная статья дохода. Я уже столько раз требовала от владелицы спиртовой точки, расположенной в нескольких метрах от школы, чтобы она прекратила свою торговлю. Так она мне отвечает: мол, торговала спиртом и буду торговать, мне же надо на что-то детей в Иркутске учить!

К счастью, приведенные в письме факты, что в Хайте многие сгорели от спирта, не подтвердились. Последний случай был в 1997 году, тогда от некачественного спирта погибло двое мужчин. Сегодняшний спирт качественнее, да и хайтинцы в основной своей массе предпочитают самогон.

— Пить самогон гораздо безопаснее, — сказали местные мужички, — это ж натурпродукт!

Почему милиция не сидит в засаде

На претензии милиции, что хайтинцы отказываются свидетельствовать против торговцев спиртным, жители села отвечают: "Опутал нашу Хайту алкогольный спрут. Естественно, мы его боимся, а милиция могла бы около общеизвестных спиртовых точек в засаде посидеть, все бы своими глазами увидели".

Засада милиции навряд ли бы помогла. Ведь для того, чтобы доказать факт купли-продажи, нужно привлечь свидетелей. Жители Хайты на это не идут, вот и получается замкнутый круг.