В Иркутской области погибло 25 сотрудников ГАИ

В Саянске взорвался экипаж ДПС

Вечером 4 ноября 1995 года личный состав саянской милиции был поднят по тревоге. Введен оперативный план "Сирена", направленный на розыск особо опасного вооруженного преступника, который, ворвавшись в магазин, выстрелами из пистолета убил продавца и покупателя, завладел выручкой в кассе магазина и скрылся.

Экипаж ДПС — старшина милиции Сергей Гришкевич и рядовой Иван Рагозин — в числе других нарядов получил ориентировку на убийц. Для досмотра очередного выезжающего из города транспортного средства был остановлен автобус, следовавший по маршруту Саянск — Зима. Осматривая его салон, милиционеры обратили внимание на пассажира, по приметам похожего на преступника.

Под предлогом досмотра автобуса его вывели из салона. Никто не мог подозревать, что в кармане куртки преступника находится граната (чеку он выдернул раньше). Это могло стоить жизни пассажирам автобуса. Благодаря решительным действиям сотрудников ДПС были спасены жизни пассажиров и водителя. Но цена подвига Сергея Васильевича Гришкевича и Ивана Михайловича Рагозина — их собственные жизни. Оба награждены орденом Мужества (посмертно). Две улицы города Саянска названы в их честь, а при въезде в город на месте их подвига поставлен памятник.

Трех черемховских милиционеров расстреляли

Утром 26 мая 1999 г. экипаж дорожно-патрульной службы не вернулся с ночного рейда. Последнее время в Черемховском районе участились кражи скота, и сотрудники милиции в тот день работали как раз в этом направлении. Старшим в экипаже был 30-летний Олег Русанов, его коллегам Денису Григорьеву и Александру Бутакову — по 22 года. Ребята были ответственными, работали хорошо. Когда оборвалась связь с патрульным автомобилем, стало ясно, что произошло что-то чрезвычайное.

Их нашли сельчане. Расстрелянными. На месте перестрелки валялись пистолетные, автоматные, оружейные гильзы. Патрульный автомобиль стоял здесь же, со всеми включенными световыми приборами, даже проблесковым маячком. Наличие большого числа отстрелянных гильз из табельного оружия Русанова наводило на мысль, что кто-нибудь из преступников все-таки должен был пострадать. Поэтому начали с проверки всех окрестных больниц на предмет обращения людей с огнестрельными ранениями. В больнице п. Кутулик Аларского района нашли такого пострадавшего. Врач, делавший операцию, сообщать в милицию о пациенте не спешил.

Подозреваемые (затем обвиняемые) утверждали, что их зачем-то по полю ночью стала преследовать иномарка. Проблесковые маячки на ней не горели. Откуда же им было знать, что это милиция? Однако их заявления признаны несостоятельными, поскольку, кроме всего прочего, преступники сами поясняли, что люди, преследовавшие их, пересекали свет фар автомобиля и не заметить форменного обмундирования со знаками отличия было просто невозможно.

Для чего надо было открывать стрельбу по сотрудникам ГАИ? Решили, наверное, показать себя хозяевами жизни. Привыкли брать чужое, не получая отпора.

В предоставленном последнем слове каждый из преступников упомянул, что уголовное дело от начала до конца сфабриковано сотрудниками милиции. Однако Верховный суд РФ посчитал преступление доказанным. Пожизненное заключение — таков вердикт убийцам трех сотрудников ГАИ. На оглашении приговора присутствовало более 300 человек.

Трое погибших сотрудников ГАИ награждены орденом Мужества.

Сотрудник УВД из Нижнеудинска убит дезертиром

18 августа 1996 года в дежурную часть отдела поступило сообщение о том, что военнослужащий срочной службы в/ч 21431, расположенной в г. Нижнеудинске, завладел автоматом с одним снаряженным магазином, самовольно оставил воинскую часть и скрылся в неизвестном направлении. По решению руководства отдела были созданы подвижные оперативно-поисковые группы и стационарные блокпосты совместно с военнослужащими воинской части.

А утром 19 августа на блок-пост, расположенный в районе поселка Худоеланское Нижнеудинского района, заступили сотрудники милиции Талочкин и Клименко, а также военнослужащие, вооруженные двумя автоматами. Около 15 часов поступило сообщение в дежурную часть отдела, о том, что на 16-м километре Московского тракта неизвестный мужчина, угрожая автоматом, завладел автомашиной "Жигули" и поехал в сторону города Тулуна.

В это время Талочкин и Клименко совместно с тремя военнослужащими проверяли автотранспорт, проходящий по Московскому тракту. Талочкин проверял одну из машин, когда со стороны Нижнеудинска по тракту на большой скорости пронесся автомобиль "Жигули". О том, что за рулем находился вооруженный дезертир, сотрудники милиции не знали, сообщить по радиосвязи о случившемся не представлялось возможным — они были далеко от блок-поста. На сигнал об остановке водитель не отреагировал, продолжал двигаться на большой скорости.

Сергей Талочкин, посчитав, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, приказал напарнику оставаться на месте, а сам вместе с одним из военнослужащих стал преследовать нарушителя. При пересечении железнодорожного переезда дезертир не справился с управлением и врезался в столб. Он выскочил из автомашины и, прихватив автомат, скрылся в небольшом лесном массиве вблизи переезда.

Старший сержант Талочкин предупредительно выстрелил вверх. Преследуемый ответил одиночными выстрелами из автомата, ранив Талочкина и двух гражданских лиц. Затем последовали еще 5 выстрелов из оружия Талочкина — уже на поражение, но беглец был слишком далеко. Вооруженный преступник продолжал обстрел одиночными выстрелами. Сергей Талочкин и один гражданский скончались от ран.

Позднее вооруженный дезертир был обнаружен оперативной группой, обезврежен и задержан. За проявленный героизм и мужество Сергей Талочкин был посмертно награжден орденом Мужества.