Французы усыновляют иркутских детей

Французские семьи предпочитают искать ребенка в России или Китае, чем, например, в странах Латинской Америки

Те, кому повезло, признаются, что знали, что будет непросто. Но не ожидали, что все будет до такой степени сложно. Суазик, директор одного из банковских агентств, усыновившая мальчика из Иркутска, рассказывает: "Пока все на бумаге, все легко. После знакомства с ребенком любые сроки кажутся слишком долгими. Уже не до формальностей, когда знаешь, что тебя ждет маленький человечек".

Элен и Филипп Ф. после неудачных попыток искусственного оплодотворения должны были смириться с мыслью, что своих детей у них не будет: "В 1998 году мы остановили лечение, потом долго думали и в итоге решили взять приемного ребенка". И прошлым летом в их семье появилось прибавление — маленькая Александра.

С проблемой бесплодия столкнулись также Вероника и Ив Б., но им посчастливилось родить первую дочь, Матильду, в 1995 году. В течение семи лет они надеялись на появление второго ребенка, но, видимо, было уже поздно: Веронике под сорок, а ее мужу скоро пятьдесят. Они удочерили Наташу, бурятские черты лица которой с первой встречи очаровали обоих супругов.

Александре и Наташе приемные родители менять имена не стали, так как оба эти женских имени распространены во Франции. Суазик по французской традиции дала сыну три имени (первое из них бретонского происхождения) — Пьеррик-Мишель-Артем. Когда он вырастет, то сможет зваться либо французским, либо русским именем.

9 месяцев на получение разрешения на усыновление

Усыновить ребенка за пределами Франции стоит недешево, в особенности в далекой Сибири. Не всякой семье это по карману. Основные расходы связаны с поездками в Иркутск. Все начинается еще во Франции с процедуры получения разрешения на усыновление в генеральном совете. В течение девяти месяцев потенциальные усыновители встречаются с психологом, который составляет психологический портрет и проверяет воспитательные способности каждого из супругов. Каждый усыновитель в обязательном порядке проходит медицинское обследование.

Сотрудник учреждения социальной помощи приходит с визитом на дом, чтобы удостовериться, позволяют ли жилищные условия принять ребенка в семью. Он проверяет площадь и общее состояние квартиры. Служба усыновления при генеральном совете проверяет доходы, налоговые декларации и профессиональную деятельность будущих родителей. Если заключения психолога и соцработника положительные, выдается разрешение, действительное в течение 5 лет как на территории Франции, так и за рубежом.

Получение этого документа — лишь первый серьезный этап сложной процедуры усыновления. Затем есть две возможности: либо обратиться в аккредитированную организацию (40% французов выбирают именно этот путь), либо самостоятельно отправиться в путешествие за рубеж. 60% кандидатов предпочитают усыновление в индивидуальном порядке из-за нехватки средств и долгих очередей в агентствах по усыновлению.

Элен и Филипп — одни из тех, кто решился на усыновление в индивидуальном порядке. Тогда супруги взялись за подробное изучение карты мира: "Трудно сказать почему, но такие страны, как Россия и Китай, нам казались более близкими, чем, скажем, страны Южной Америки. А во Франции уже практически нет детей для усыновления". Элен и Филипп составили таблицу с регионами и городами России. В апреле 2004 года они совершили свое первое путешествие в Иркутск.

Знакомство с ребенком

Приехав в Иркутск, семьи были приятно удивлены чистотой и опрятностью в домах ребенка: "Кругом идеальный порядок. Было видно, что нянечки с любовью относятся к детям, строго соблюдают биологические ритмы ребенка", — вспоминает Вероника.

Филипп хранит теплые воспоминания о посещениях дома ребенка № 1 в иркутском микрорайоне Первомайском: "У Александры были замечательные нянечки. Само здание отлично содержится, стены украшены рисунками, море игрушек и прекрасный, ухоженный огород..."

В доме ребенка " 2, по словам Суазик, директриса и коллектив нянечек с большой заботой относятся к малышам и делают все возможное для их развития.

Первое знакомство — эмоционально сильный момент. Не с любым ребенком контакт устанавливается сразу. "Нам представили нескольких детей, но ничего не произошло, — рассказывает Элен. — Александру мы заметили еще с порога и сразу поняли, что это она. Нам показалось, что она нас ждала. Говорят, что при знакомстве не нужно поддаваться эмоциям. Легко сказать! Это просто невозможно!"

Вероника и Ив отправились на встречу с ребенком в июле 2004-го: "Мы услышали чей-то голосок в коридоре, мой муж вышел и вернулся с Наташей на руках. Я сразу поняла — это она, такое у него было счастливое лицо". Однако Вероника признается, что в тот момент ее не оставляла тревога: "На этой фотографии я выгляжу счастливой, но на самом деле я страшно переживала. Про себя я думала: "Боже мой, мне нравится эта малышка, но все происходит так быстро, а выбирать надо один раз на всю жизнь". Наташа переворачивает с Вероникой страницы фотоальбома и, как только видит на изображении родителей, тычет пальчиком: "Это моя мама! Это мой папа!"

Суазик поначалу не хотела выбирать своего ребенка: "Это же не супермаркет! А когда его привели — я не знаю, как это объяснить. Я почувствовала, что передо мной именно тот ребенок, которого я так ждала. Нянечки все поняли и увели другого мальчика".

Самое сложное испытание — ожидание суда

Окончательное решение об усыновлении принимается в ходе судебной процедуры в Иркутском областном суде. По общему признанию усыновителей, это самое сложное испытание — ожидание суда, которое может длиться несколько месяцев. Многие не выдерживают, снова отправляются в далекий Иркутск, чтобы хоть неделю провести с ребенком. От этих путешествий остаются сотни фотографий, которые потом бесконечно пересматриваются.

  • В настоящее время в Иркутской области на учете состоит около 8500 детей, оставшихся без попечения родителей. Всего же за 2005 год 37 детей были усыновлены французами. Еще около двухсот иностранных пар ожидают суда, причем некоторые с 2004 года. С начала 2006 года состоялось всего 4 судебных слушания.

"К суду мы готовились, как к экзамену. Надо было произнести речь глаза в глаза с судьей. Без всякого листочка. Когда я поднялась, чтобы говорить, мне было очень плохо. Даже защита диссертации для меня была пустяком по сравнению с этим выступлением", — вспоминает Элен.

Чаще всего будущей матери дается 15 минут, чтобы рассказать присутствующим историю семьи и объяснить, почему они хотят усыновить ребенка. Отцу дается около 10 минут, он описывает материальную ситуацию. "А у нас в семье все наоборот, мой муж очень эмоциональный человек, а финансами заведую я", — улыбается Вероника: она по профессии налоговый инспектор.

"Когда судья вынесла решение, я заплакала от радости. Мы сразу же поехали в дом ребенка. Наташа не понимала, что происходит. Мы в тот же вечер отпраздновали событие". Десять дней спустя, когда родители приехали за Наташей, чтобы забрать ее с собой, та испугалась и отказалась садиться в такси. Пришлось одной из нянечек прокатиться с ней на машине.

Новая жизнь в Париже

Комната Александры оформлена в свежих алых и зеленых тонах, на паркете несколько диванных подушек. Под потолком подвешен вырезанный из дерева самолет — она любит самолеты. Александра с удовольствием плюхается в кроватку. На тумбочке рядом с ней — маленький альбом с фотографиями из детдома.

Наташа пока делит комнату со своей сестрой Матильдой, родители для них поставили двухэтажную кровать. Как и все сестры, девочки иногда ссорятся, но тут же мирятся, потому что успели крепко привязаться друг к дружке. "Мы следим за тем, чтобы отношения между нашими дочерьми развивались гармонично, это наша постоянная забота", — объясняет Вероника.

Чтобы у каждой сестры была своя комната, семья собирается переехать на юг Франции, где цены на жилье скромнее, чем в Париже, и качество жизни в среднем выше.

У Пьеррика в комнате стоит старинный массивный шкаф и такая же кровать на вырост, пока что он может там спать хоть поперек. У окна стоит палатка, где он любит иногда прятаться сам или прятать свои сокровища. На этажерке ровными рядами выстроены игрушки. Суазик сохранила детдомовский обычай убирать игрушки перед тем, как идти спать.

Элен и Филипп гордятся успехами дочери: "К 15 месяцам она только сидела, а свои первые шаги сделала в нашем присутствии. Теперь она полностью догнала своих сверстников".

Александра родилась недоношенной и в первые дни жизни перенесла пневмонию. В ее медицинском досье значилось нарушение функций опорно-двигательного аппарата. После визита к офтальмологу выяснилось, что у Александры очень сильная дальнозоркость. Очки в красивой красной оправе значительно облегчили ей существование, она их носит не снимая.

В доме ребенка Веронику и Ива тоже предупредили о задержке психомоторного развития Наташи. Однако и она быстро наверстала отставание. У Пьеррика в медицинском досье были респираторные заболевания и плоскостопие. "Это не страшно, во Франции больше нет обязательной службы в армии. Это раньше не брали с плоскостопием. Так что все в порядке!" — шутит Суазик.

С сентября все трое ходят в дошкольные учреждения, все трое вовсю лепечут по-французски. Александра и Наташа совсем забыли русский язык. Правда, во время встречи Александра тихо повторила за мамой слово "Первомайский", что привело родителей в восторг. После встречи с Александрой Элен и Филипп купили самоучитель русского языка.

В доме ребенка Пьеррик совсем не разговаривал. Но Суазик не пришлось вести его к логопеду, как ей советовали воспитатели. Малыш сам заговорил, и с тех пор его не остановить. Прошлой осенью он перешел с отдельных слов на целые фразы. И русский язык он, похоже, не забыл, но отвечать не осмеливается, только знай себе хохочет. В детском саду две нянечки общаются с ним по-русски. Суазик пока еще не решила, нужно ли поддерживать родной язык ребенка.

Критические шесть месяцев

У Александры простой характер, всегда хороший аппетит и крепкий сон. Родители не перестают радоваться: "Она как будто всегда была с нами. А сейчас она просто расцвела. Соцработница, которая наблюдает за ребенком в течение трёх лет после помещения в семью, в своем заключении написала, что Александра полностью счастлива".

Однако приемные родители сталкиваются с некоторыми проблемами, особенно в начале совместной жизни. Так, у Наташи скорее своенравный характер, она часто капризничает, легко выходит из себя. Нянечки в Иркутске ее представили как лидера в своей группе. Она может ни с того ни с сего толкнуть другого ребенка или больно схватить за щеку. В детском саду с ней уже случались истерики.

"Она уже знает свой угол, — говорит, улыбаясь, Вероника Наташе, — когда ей что-то взбредет в голову, уже ничего не помогает. Недавно купили ей летние туфли, так она устроила настоящую истерику, чтобы сразу же надеть их. Надеваешь на нее юбку — она хочет брюки, и так все время. Три года — это возраст капризов".

Наташа признавала только картошку и шоколад. Никаких других овощей или фруктов и видеть не хотела, пока у нее не случился сильный запор. После этого эпизода быстро поняла, в чем дело, и стала лучше есть. Вероника не сдает позиций: "Мы часто конфликтуем. Но пытаемся найти общий язык. С ней надо запастись терпением и все объяснять. Пока что у нас получается направлять ее энергию в нужное русло. А она нас просто обожает". Вероника и Ив уверены, что благодаря своему характеру Наташа добьется своего в жизни. Надо только, чтобы она научилась справляться с гневом.

Суазик поначалу тоже пришлось нелегко с сыном: "В детском доме он жил по правилам, а тут решил, что правил у него больше не будет. Но ему не повезло, — смеется она, — потому что я к этому подхожу серьезно. У меня у самой сильный характер, и у него еще тот. Поэтому я не хотела уступать, хотя прекрасно понимала, что жизнь его не баловала. Но все это осталось в прошлом. Теперь уже надо смотреть в будущее".

Суазик честно говорит, что была не готова к постоянным капризам ребенка: "Я не ожидала, что мне придется все время говорить ему "нет". Такое впечатление, что идет постоянный конфликт, это очень утомляет. И никто из приемных родителей об этом не говорит.

Теперь, когда у меня спрашивают совета, я всем говорю: "В первые полгода вас ждут острые ощущения". Суазик собиралась уже обратиться к детскому психологу, но проблема сама собой решилась после того, как они съездили на летние каникулы в Бретань: "И с тех пор — сплошное счастье".

В течение трех лет служба детской социальной помощи продолжает наблюдение за адаптацией ребенка в семье. Кроме того, приемные родители берут на себя обязательство перед российским государством отправить четыре полных отчета о состоянии ребенка в первые полгода и затем — раз в год. Поскольку за последние двадцать лет число международных усыновлений во Франции резко возросло, родители организовались в ассоциации по странам. На интернет-сайтах этих ассоциаций, помимо форумов для общения, можно получить полную информацию и помощь в случае сложностей.

Какой бы сложной, длительной и дорогой ни была процедура усыновления ребенка, она остается самым красивым приключением. Слушая истории приемных семей, такие похожие и такие необыкновенные, понимаешь, насколько сильна любовь, которая объединяет этих родителей и детей. А при расставании испытываешь благодарность к этим людям, которые готовы с такой щедростью делиться дорогими воспоминаниями, и радость за то, что дети смогли обрести родителей, а родители — детей. О своем прошлом малыши узнают, когда подрастут. А пока, если даже они не понимают беседы взрослых, то наверняка чувствуют, что речь идет о них. И что родители говорят о них с большой любовью.