Иркутск должен был слиться с Ангарском еще в 80-е годы

Ангарск, Иркутск и Шелехов могут объединиться уже в следующем году

Ангарск должен был начать строиться в сторону Иркутска еще в 80-е годы, но грандиозным планам помешала перестройка. Юрий Авдеев, в те годы начальник Ангарского управления строительства, почетный гражданин города Ангарска, рассказал "СМ Номер один" о проекте, одобренном облисполкомом.

Площадку между Ангарском и Иркутском обследовали с вертолета

В советское время Ангарск развивался бурными темпами. В год сдавалось по 100—120 тысяч квадратных метров жилья, а площадок под строительство не хватало, требовались новые территории, и город вышел на облисполком с просьбой передать ему часть Усольского района и расширить таким образом площадь.

Однако, по словам Юрия Авдеева, заместитель председателя облисполкома Лев Платонов предложил другой вариант: территорию между Ангарском и Иркутском.

— Мы вместе с Платоновым облетели на вертолете эту территорию, — вспоминает Юрий Иванович. — Посмотрели, где и как лучше разместить жилой массив. Дело шло к большой стройке, но что произошло потом, вы сами знаете, и я даже не хочу об этом говорить.

То, о чем Юрий Авдеев не хочет даже вспоминать, называется перестройкой. Это она разрушила все планы. И не только планы. Перестройка стерла с лица земли успешно работающие заводы, фабрики, искалечила судьбы людей. И сейчас, когда страна постепенно начинает выходить из этого кризиса, самое время вспомнить о стройках века и о возрождении былой мощи страны. В этой связи заявление губернатора Иркутской области Александра Тишанина об объединении трех городов — Иркутска, Ангарска и Шелехова — выглядит весьма своевременным.

Юрий Авдеев — человек, который строил город Ангарск, — считает такое объединение необходимым.

— Иркутская область от этого только выиграет, — говорит Юрий Иванович. — Поднимется ее авторитет, появится возможность строительства международного аэропорта, и тогда весь грузопоток в Азию пойдет через него. Кроме того, такое объединение станет толчком к увеличению инвестиций в промышленность. Заработает промышленность — появятся рабочие места, и это потребует развития жилищного строительства, соцкультбыта, всей необходимой инфраструктуры. Ангарск может взять строительство на свои плечи, у города все для этого есть: значительные мощности и большой потенциал. Но кто кому будет строиться навстречу, еще предстоит решать.

Авдеев не сомневается, что при объединении центр останется в Иркутске, но о возможной утрате Ангарском самостоятельности не переживает.

— Нужно думать о будущем, о детях, о перспективах развития региона. К этому делу нельзя подходить с местечковых позиций. Дело ведь не в названии — Ангарск или Иркутск. Цель — чтобы люди жили лучше, чем мы.

Строить кварталы, как в Дели и Париже

Михаил Рачков, доктор экономических наук, профессор, проректор Байкальского государственного университета экономики и права, в 2001 году участвовал в разработке концепции развития Байкальского региона, которая предполагала и объединение Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, и создание мегаполиса.

По словам Рачкова, город с миллионным населением — это потребность не только нашего региона. Создание мегаполиса в Иркутской области в интересах и Забайкалья, и Дальнего Востока, и всей России.

— Еще генерал-губернатор Муравьев-Амурский знал, какая миссия принадлежит нашей территории. Это задача освоить Дальний Восток в хозяйственном плане, — рассказывает Михаил Парфирьевич. — Сейчас Дальний Восток от нас отдаляется, и город-миллионник на Ангаре нужен как связующее звено Сибири с Дальним Востоком. Это геостратегическая задача. Когда в Иркутской области начнет развиваться промышленность, ее необходимо ориентировать на потребности наших дальневосточных соседей, чтобы они были привязаны к нам крепче, чем к Китаю.

Кроме того, Михаил Рачков полагает, что большой Иркутск выгоден даже Москве, которая уже не справляется с потоком мигрантов. А если жилищное строительство начнет бурно развиваться, мигранты начнут стекаться в новый сибирский мегаполис.

Профессор БГУЭП считает, что новому Иркутску нужно будет выходить на международный уровень строительства и создавать кварталы в стиле Дели, Пекина, Парижа и Берлина. Однако на начальном этапе без помощи федерального центра городу-миллионнику, конечно, не обойтись.

Михаил Рачков предполагает, что формально объединение может состояться уже в 2007 году, то есть на карте к этому времени уже появится город с миллионным населением. А вот чтобы наполнить созданный мегаполис содержанием, потребуется как минимум пять лет. Средства на развитие нового города, по мнению Рачкова, дадут Инвестиционный фонд Правительства РФ, нефтяная труба на Восток, а также частные инвесторы, которые, несомненно, обратят внимание на крупный город.

— Современный стиль управления предполагает одновременное проектирование и реализацию заложенной в проекте идеи, — говорит Михаил Парфирьевич. — Нынешняя эпоха не оставляет времени на годы раздумья. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин очень динамичный управленец. Застроить территорию между городами можно достаточно быстро, причем здесь нужна массовая микрорайонная застройка — со школами, детскими садами, поликлиниками, больницами, отделениями милиции...

Михаил Рачков не понимает, почему многие журналисты отнеслись к вопросу объединения городов с нескрываемой иронией. По мнению доктора экономических наук, это реальная задача, в реализации которой не может быть сомнений. И особенно реальной она выглядит в свете возможного создания особой экономической зоны под Ангарском. Особая экономическая зона — это налоговые льготы или полное освобождение от налогов. Результатом создания подобных зон обычно бывают бурный рост промышленности и удешевление продукции. В реализации идеи создания мегаполиса, считает ученый, нет ничего фантастичного.

Мэр Ангарска играл в объединение

Мэр Ангарска Евгений Канухин уже однажды объединял три города в единое целое. Правда тогда, в 2003 году, это была просто игра. Канухин выезжал на учебу для специалистов по градостроительству в ИрГТУ и принимал участие в деловой игре. Группа, в которую попал Евгений Павлович, работала над нелегкой задачей объединения трех городов в мегаполис, своеобразным связующим центром которого должен был стать международный аэропорт, расположенный в районе Стеклянки.

Сейчас Евгений Канухин радуется, что игра может воплотиться в жизнь. Мэр Ангарска считает проект объединения весьма перспективным и нужным, потому что в конечном итоге его реализация приведет к улучшению качества жизни людей.

А вот первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков от идеи создания мегаполиса не в восторге.

— Я не знаю, зачем и кому это нужно, — говорит Юрий Абрамович. — Не думаю, что город-миллионник сразу привлечет к себе внимание. Внимание будут привлекать ресурсы. В свое время был создан крупный Братско-Усть-Илимский промышленный комплекс, и для этого не потребовалось объединения городов.

Евгений Голосницкий, и. о. председателя Совета ветеранов Шелеховского района, положительно оценивает создание агломерации. Ветеран живет в Шелехове уже больше 30 лет, очень любит свой город и полагает, что от объединения выиграют все, и жители Шелехова в том числе.

— Объединение даст серьезную экономию средств, которые сейчас идут на содержание аппаратов трех городов, — считает Евгений Леонидович. — Создать мегаполис с миллионным населением — это очень разумно. И давно бы надо было это сделать. Ведь это огромный толчок к развитию — начнется тесное взаимодействие предприятий, будем друг другу помогать. И Шелеховский округ Иркутска, я думаю, сразу ощутит такую помощь и поддержку.

Центр Иркутска будет в Стеклянке

Мэр Ангарского района Андрей Козлов рассказал, что впервые тему агломерации губернатор Иркутской области Александр Тишанин озвучил еще осенью прошлого года. По словам Козлова, в проекте создания мегаполиса запланировано строительство скоростной автодороги, соединяющей Ангарск, Иркутск и Шелехов, причем транспортное сообщение будет не междугородным, а внутренним.

Кроме того, связующим звеном между городами будет и железнодорожный экспресс: время пути между крайними точками составит 20—30 минут. Но главным звеном в создании агломерации, по мнению мэра Ангарского района, должна стать особая экономическая зона — территория, или, точнее сказать, свободный земельный участок, без построек, на 20 лет передаваемый в федеральную собственность, с целью освоения и развития. Руководство такой экономической зоны напрямую подчиняется Министерству экономического развития и торговли РФ.

Козлов уверен, что статус Иркутска, Ангарска и Шелехова как городов при создании агломерации сохранится. Останутся и администрации этих муниципальных образований. Административный же центр мегаполиса будет базироваться на нейтральной территории, и этой территорией Андрей Петрович считает Стеклянку, где в будущем может появиться международный аэропорт.