Ветераны войны умирают, не дождавшись обещанных квартир

Один ветеран не получил квартиру, не найдя денег на доплату

Одинокий инвалид войны, житель Иркутской области, в прошлом году должен был получить долгожданную квартиру. Ветерану выделили субсидию в размере 550,5 тыс. рублей, но на двухкомнатную квартиру в Ангарске этих денег не хватало, и инвалиду предложили доплатить еще 119,5 тыс. рублей. Таких денег у пенсионера, естественно, не было, поэтому он попросил, чтобы ему предоставили однокомнатную квартиру в пределах выделенной субсидии. Но Главное управление социальной защиты населения Иркутской области почему-то не откликнулось на просьбу ветерана. Инвалид остался без квартиры.
Этим и другими подобными фактами заинтересовались Контрольно-счетная палата Иркутской области и комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания.

Почему не дали квартиру ветерану?

КСП провела проверку использования бюджетных средств, выделенных в 2005 году на строительство и приобретение жилья, и выяснила, что часть средств осталась неосвоенной по не вполне понятным причинам.

По мнению аудитора КСП Елены Тарасовой, решить вопрос, к примеру, с выплатой субсидии инвалиду ВОВ было возможно, так как однокомнатные квартиры все-таки имелись в наличии. Кроме того, в сентябре 2005 года постановлением администрации области размер субсидий был увеличен. К тому же оставались и неиспользованные бюджетные ассигнования — можно было добавить инвалиду недостающую сумму.

На заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС Иркутской области председатель комиссии Сергей Левченко задал представителям управления соцзащиты резонный вопрос: почему не дали квартиру ветерану? На это представители соцзащиты ответили, что был конец года и они не успевали решить данную проблему.

По информации КСП, учет ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется управлением соцзащиты неправильно, и неясно, кто имеет первоочередное право на получение субсидии.

За время ожидания очереди ветераны войны умирают. Есть и такие ветераны и инвалиды ВОВ, которые отказываются от получения субсидии. Почему? На это у управления соцзащиты нет ответа. Контрольно-счетная палата так и не смогла прояснить данный вопрос.

Секретные списки соцзащиты

Вообще, по данным КСП, в Иркутской области до сих пор нет единой программы развития жилищного строительства. Расходы на приобретение и строительство жилья включаются в бюджет и финансируются в рамках различных целевых программ и по разделам бюджетной классификации. Так, по разделу "Социальная политика" в бюджете 2005 года были предусмотрены субсидии на приобретение жилья для ветеранов Великой Отечственной войны. Деньги на эти цели были получены управлением социальной защиты Иркутской области, и оно, в свою очередь, должно было составить списки ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставить им субсидии.

Расходы по предоставлению жилищных субсидий ветеранам и участникам ВОВ были включены в план мероприятий, посвященных 60-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

По информации управления соцзащиты, на 1 января 2005 года в улучшении жилищных условий нуждалось 1606 ветеранов и инвалидов ВОВ, из них 446 — иркутяне.

Кроме того, согласно целевой программе "Регулирование миграции экономичски избыточной части населения районов Крайнего Севера", право на получение субсидии также имели ветераны и инвалиды ВОВ, проживающие в сельской местности и северных районах. И это право было предоставлено 62 участникам ВОВ из районов Крайнего Севера и 28 инвалидам из сельской местности. То есть всего субсидии должны были получить 90 человек, но фактически из областного бюджета деньги были выделены только 84 ветеранам и инвалидам ВОВ.

Из 28 ветеранов, проживающих в сельской местности, один умер, другой отказался от смены места жительства, третьему квартиру не дали (не было денег на доплату).

Аудитор Контрольно-счетной палаты подчеркивает, что все инвалиды, получившие субсидии, доплачивали собственные средства, так как площадь предоставленных им квартир превышала социальную норму. А в это время бюджетные средства остались неосвоенными.

Также выяснилось, что списки инвалидов были сформированы управлением соцзащиты несвоевременно. Кроме того, эти списки соцзащита КСП не предоставила, и определить, какие именно категории ветеранов в нем числились и когда он был составлен, не представлялось возможным. Почему люди, значившиеся в этих "засекреченных" списках, не получили субсидии, также осталось неясным.

Получили субсидии только пять человек вместо шести — выезжающие из районов Крайнего Севера инвалиды 1-й и 2-й групп, страдающие тяжелой формой заболеваний. Один инвалид умер, так и не дождавшись обещанной квартиры.

Список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье, сформированный в рамках мероприятий, посвященных 60-й годовщине Великой Победы, к концу 2005 года также значительно сократился: пять инвалидов умерли, один выехал, один отсутствовал по месту жительства, другие отказались от субсидий по неизвестной причине.