За счетчики отвечают граждане и ЖЭКи

Мы продолжаем в рубрике "Справочное бюро" освещать гражданско-правовые темы, волнующие жителей Иркутской области. Специалисты отвечают на все юридические вопросы, которые интересуют наших читателей. Для того чтобы ваш вопрос попал в эту рубрику, необходимо на адрес газеты (664009 Иркутск-9, ул. Советская, 109, "СМ Номер один", рубрика "Справочное бюро") или по электронной почте (shan@pressa.irk.ru или evg@pressa.irk.ru) отправить письмо с четко сформулированным вопросом или вопросами. Сегодня "СМ Номер один" посвящает справочное бюро ответам на вопросы наших читателей об установке счетчиков и об оплате за электроэнергию.

1. Моего отца, Матвея П.М., основателя окружной газеты, репрессировали как врага народа в 1938 году. Оправдали только посмертно в 1957 году. Расскажите, пожалуйста, полагается ли мне, как жертве политических репрессий, льготы по оплате электроэнергии?

Валентина Иванова, Иркутская область

2. Был принят закон о том, что за электросвет ветераны труда, ветераны тыла должны платить 50%. Прошу вас через газету или письмом ответить мне: как я должен платить за израсходованную электроэнергию? Я ветеран труда с 1988 года, ветеран тыла, согласно документу с 2005 года.

Сергей Петрович Васильев, Иркутск

Согласно Постановлению мэра г. Иркутска N 031-06-2854 от 27.12.2004 г., оплата за электрическую энергию производится по социальной норме на каждого члена семьи. Количество льготных кВт/часов зависит от количества проживающих, а также от проекта дома и от вида плиты (газовая или электрическая). Подробную информацию относительно льгот вы можете получить в любом из абонентских отделов либо в справочной службе фирмы Энергосбыт по тел.790-777

3. Наш поселок Тальники Черемховского района подключили к Иркутскэнерго. Мы, конечно, этому очень рады. Теперь любая поломка устраняется моментально, и мы не сидим без света, как в прошлые годы. Но возникла другая проблема. Теперь от нас требуют установить новые счетчики. Через местную прессу было объявлено, что счетчики население не покупает, их будет устанавливать организация. Но прошло два месяца, и в администрации нашего поселка сказали, чтобы счетчики население ставило за свой счет. Но ведь это электричество, кто попало не может этого сделать. Нас даже пугали штрафами, если до нового года не поставим счетчики. Зато в окрестных деревнях счетчики сменили за счет организации и с населения ни за подключение, ни за стоимость счетчика денег не брали.

Василиса Егоровна Маслова, Черемховский район

Согласно действующему гражданского законодательству (ст. 210 ГК РФ), собственник жилья несет персональную ответственность за содержание принадлежащего ему имущества. То есть, по общему правилу, если приборы учета — электрические счетчики — расположены внутри частного дома или квартиры, то обязанность обеспечения их надлежащего технического состояния, а также бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего имущества возлагается на собственника этого имущества, то есть на граждан.

Также, согласно п. 2.11.16. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), введенных в действие с 01.07.2003 года, "замена и государственная проверка расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающей организацией и потребителем, осуществляет собственник приборов учета". То есть ответственность за целостность приборов учета, за техническое состояние электропроводки, а также за замену электроизмерительного прибора возлагается на индивидуального владельца. Что касается муниципальной собственности, то жилье предоставляется по договору социального найма жилого помещения согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ.

Наниматели жилых помещений в муниципальном жилищном фонде производят оплату за потребляемую электроэнергию на общих основаниях. Жилищные организации в соответствии с п. 2 ст. 676 ГК РФ обязаны обеспечивать коммунальные услуги по обслуживанию и замене приборов учета электрической энергии либо своими силами, либо привлечь для этой цели специализированную энергоснабжающую организацию. И в том и другом случае жилищная организация несет все расходы на содержание и ремонт приборов учета. Затраты ЖЭО должны быть учтены органом местного самоуправления при утверждении экономически обоснованных тарифов на содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, входящих в структуру платы за жилое помещение (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 года "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения").

4. Законно ли требование "Черемховских городских электросетей" о смене старого электросчетчика? Счетчик установлен с момента постройки дома, то есть с мая 1982 года. Плату у нас требуют, как будто счетчика вообще нет. Заменить старый счетчик на новый — это дорогое удовольствие, 600—700 рублей новый счетчик плюс 300—350 рублей за установку. Если ЧГЭС правы, то тогда и ЖЭУ скоро потребует замену старых труб и батарей, ванн, электропечей за наш счет? Будьте добры, ответьте на мой вопрос.

Игнат Степанович Листьев, Черемхово

В соответствии с п. 13 Приложения к Правилам оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, установка, замена, восстановление работоспособности внутренней системы электроснабжения и электротехнических устройств (за исключением внутриквартирных устройств и приборов) входит в перечень работ, оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья. Таким образом, именно жилищная организация обязана содержать и обеспечивать надежную эксплуатацию приборов учета, то есть произвести установку новых электросчетчиков взамен похищенных или неисправных, производить плановую замену приборов учета электрической энергии. Чтобы более корректно ответить на ваш вопрос, нам необходимо знать, какой у вас тип счетчика, марка, класс точности — все эти параметры отражены в паспорте прибора учета.

5. В мой почтовый ящик бросили квитанции по оплате электроэнергии. С какой целью? И что мне делать с этими квитанциями? Идти оплачивать, или это разовая акция и можно будет платить за свет по старой схеме? И откуда сняты показатели, которые указаны в квитанциях?

Артур Петров, Иркутск

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым отнесены услуги снабжения электрической энергией, вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных абоненту энергоснабжающей организацией. В соответствии с требованиями действующего законодательства сбытовые подразделения ОАО Иркутскэнерго — фирма Энергосбыт и ООО Электросбыт — начиная с 1.04.06. производят выставление счетов своим абонентам. Выставление счетов абонентам ОАО Иркутскэнерго производится на постоянной основе, полученные счета подлежат оплате.

На первоначальном этапе сохраняется право абонента производить оплату по платежным документам, заполненным самостоятельно с использованием бланков абонентской книжки или пустых бланков платежных документов, получаемых в пунктах обслуживания клиентов ОАО Иркутскэнерго, почтовых отделениях, коммерческих банках. Что касается показаний, то они рассчитаны на основе среднедневного потребления электрической энергии абонентом, определяемого по данным показаний приборов учета электрической энергии (счетчиков). В случае отсутствия приборов учета начисления произведены исходя из среднестатистического объема потребления электроэнергии по г. Иркутску.

6. Мне недавно пришла квитанция, в которой насчитана сумма гораздо большая, чем я платил за электроэнергию раньше. Что мне делать? Куда обращаться?

Сергей Солоненко, Иркутск

Первое, что необходимо сделать, — спокойно воспринять факт начисления. В первые три месяца реализации проекта возможны некорректные начисления по выставленным счетам, что связано с постепенным переходом на новую систему оплаты. Если гражданин считает, что произведенные начисления превышают объем фактического электропотребления, он может:

— оплатить электроэнергию по платежному документу, заполненному самостоятельно;

— обратиться в пункты обслуживания клиентов ОАО Иркутскэнерго для уточнения объемов начислений. Контактную информацию о пунктах обслуживания клиентов можно получить по телефону справочной службы фирмы Энергосбыт 79-07-77 с 8.00 до 17.00 по будням. В любом из этих случаев через три месяца каждый абонент ОАО Иркутскэнерго получит корректирующий счет, основанный на фактических показаниях приборов учета и устраняющий все неточности.

7. Я плачу за свет заранее. Уже оплатил за апрель-май по старым квитанциям, а мне пришли новые. Как быть?

Алексей Медведев, Иркутск

Если гражданин уже произвел платеж за потребленную электрическую энергию либо ранее внес предоплату, выставленный платежный документ оплачивать не нужно. При снятии контрольных показаний приборов учета (они будут производиться 1 раз в три месяца) будет выявлено наличие задолженности или предоплаты, после чего абоненту будет представлен корректирующий счет.