Делом о принуждении граждан к участию в голосовании займется прокуратура

Иркутская область и УОБАО проголосовали за объединение

16 апреля в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе прошел референдум по объединению двух субъектов. Явка на избирательные участки оказалась даже выше, чем на референдуме по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. В самом городе Иркутске явка в 59,84 процента не наблюдалась, наверное, с советских времен.

По предварительным данным, всего в Иркутской области на референдум пришло 68,94% участников голосования. Из них за объединение высказалось 89,76%, против — 9,45%.

Самая высокая явка избирателей в области была зарегистрирована в Ольхонском районе — 95,53%. Значительную активность также показали Заларинский, Зиминский, Иркутский, Качугский, Тулунский, Тайшетский и другие районы Приангарья.

Довольно низкая явка была отмечена в Бодайбинском районе, а наибольшая доля противников объединения пришлась на город Иркутск — 13,9%.

Меньше всего голосов против объединения насчитали в Черемхово — 4,58% и в Зиминском районе — 4,83%.

В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе явка составила 99,45%, причем за объединение высказалось 97,31% участников референдума.

Таким образом, референдум состоялся, и новый субъект под названием Иркутская область появится на карте Российской Федерации 1 января 2008 года.

Не платил квартплату — не пойдешь на референдум

По словам Виктора Игнатенко, председателя избирательной комиссии Иркутской области, в день голосования в облизбирком поступило всего две жалобы.

— Жителя Иркутска незаконно исключили из списков участников референдума за то, что он не платил квартплату и не проживал по указанному адресу, — рассказал Виктор Васильевич. — По всей видимости, было вмешательство жилищно-коммунальных служб. Проводится проверка, материалы будут переданы в прокуратуру.

Вторая жалоба поступила из Братска от члена одной из участковых комиссий. В заявлении говорилось, что некоторые участники референдума исключались из списков на основании данных, которые подавала администрация Братска. В настоящее время по данному факту также проводится разбирательство.

В целом за всю кампанию референдума в областную избирательную комиссию поступило 19 обращений, но не все носили характер жалоб.

Были обращения, связанные с нарушением правил агитации; поступали заявления с отказом участвовать в голосовании по причине невнимания властей к социальным проблемам; имелись факты искажения фамилий граждан — участников референдума.

Кроме того, в облизибирком поступали и достаточно серьезные жалобы, касающиеся понуждения граждан к участию в голосовании. В этих обращениях говорилось, что руководство торгового центра "Фортуна", авиазавода и Главного управления образования Иркутской области заставляло сотрудников получать открепительные удостоверения.

По словам Виктора Игнатенко, руководителям этих организаций и учреждений были направлены предупреждения о незаконности совершаемых действий. Материалы переданы в органы прокуратуры для проверки.

Вообще, подобные действия подпадают под статью 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий"). Статьей предусмотрены различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы на срок до пяти лет.

— Кое-кто перебарщивал, и нам очень часто, особенно в последние дни, приходилось вмешиваться и ставить на место некоторых зарвавшихся руководителей органов местного самоуправления, — заметил Игнатенко. — Факты административных перегибов имели место, но следует учесть, что административный ресурс используется везде, во всех странах. Весь вопрос в том, что он должен использоваться только строго в соответствии с законом и не нарушать свободу действий граждан и их права. Надо также отметить, что административный ресурс очень помог в проведении референдума — это и обеспечение транспортной связи с отдаленными районами, и работа правоохранительных органов на участках голосования... Но когда возникают административные перегибы - они приносят лишь вред: люди, которых заставили идти голосовать, могут прийти и отдать свои голоса против не потому, что они так думают, а просто в знак протеста.

Показательный пример того, как не должен действовать административный ресурс, был продемонстрирован в Ангарске.

Когда территориальная избирательная комиссия изъяла с участков так называемые благодарности, которые получали проголосовавшие в качестве справки для предоставления по месту работы, поднялся шум — терризбирком, дескать, вредит референдуму в Ангарске.

— Мы провели проверку. Благодарности были изъяты законно, — заявил Игнатенко.

В очереди за лотерейным билетом

Сам Виктор Игнатенко в день голосования посетил несколько избирательных участков и наблюдал очереди. По словам председателя облизбиркома, на отдельных участках прямо при входе осуществлялась выдача лотерейных билетов, и участники референдума не могли беспрепятственно пройти к помещению для голосования.

— Приходилось даже вмешиваться в ситуацию, — сказал Игнатенко. — Это все должно быть не на входе и, Боже упаси, не в помещениях для голосования. Помещение для голосования — это место, где находятся кабинки и урны, и там не должно быть никакого сбора подписей, никаких распространений лотерейных билетов и прочего. За пределами помещения для голосования — пожалуйста, это не запрещено, если не создаются препятствия на пути участников референдума.

Владимир Лысенко, член Центральной избирательной комиссии РФ, также присутствовавший на участках в день голосования, дал высокую оценку работе, проведенной в Иркутской области и УОБАО как по подготовке к референдуму, так и по его реализации. Однако не обошлось и без огорчений — на участках было очень мало наблюдателей, а появившиеся в день голосования наблюдатели из международных организаций, граждане РФ, незнакомые с действующим законодательством, посчитали возможным заявлять о нарушении правовых норм при проведении референдума.

По словам Лысенко, представители Российской секции международного общества прав человека хотели присутствовать на участках для голосования, расположенных в Усть-Ордынском округе. Однако, по действующему законодательству, международные наблюдатели должны получать аккредитацию в Центризбиркоме РФ. Таких обращений в Центральную избирательную комиссию не поступало, как инициативная группа эти люди тоже не регистрировались, поэтому по закону не могли находиться в помещениях для голосования.

Несмотря на некоторые казусы, Владимир Лысенко отметил, что Иркутская область впервые продемонстрировала интересные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этот опыт будет обобщен, и все позитивные моменты Центризбирком рекомендует использовать при проведении референдума по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.